Театр Дождей глазами зрителя.
«Дом, который построил Свифт» — это культовый спектакль Театра Дождей и уникальное явление в мире театрального искусства. Свифт был гениальным безумцем, и спектакль о нём — это тоже гениальное безумие, которому в этом театральном сезоне исполнится, ни много, ни мало,20 лет! А 25 сентября он будет сыгран в двухсотый раз на Малой сцене Молодежного театра.
Спектакль достиг и перешел свое совершеннолетие, но история его началась гораздо раньше. Наталья Васильевна Никитина, художественный руководитель и режиссер Театра Дождей, создатель спектакля, рассказывает о том, что история со «Свифтом» началась ещё в 1985 году, когда она прочла в журнале «Театр» пьесу «Дом, который построил Свифт».
» Я прочитала пьесу, она меня потрясла, и я ,естественно, тут же захотела её ставить, но на тот момент я не поставила ещё ни одного собственного спектакля. Я занималась только режиссурой, восстановлением спектаклей руководителя «Субботы» Ю.А. Смирнова-Несвицкого и выбирала пьесу для первой постановки. Я колебалась между «Чайкой» Чехова и «Свифтом» Горина. Попробовала начать и то, и другое, и «Чайка» вырвалась вперед. А выпустив «Чайку», я вернулась к «Дому, который построил Свифт».
Мы начали репетиции, и тут фильм Марка Захарова, который несколько лет лежал на полках, наконец -то в ноябре вышел в прокат. Сначала я, узнав об этом, руки опустила, подумала : «Ну, куда там, после Захарова!».
Но когда я увидела фильм, я не увидела в фильме того, что я увидела в пьесе и поняла, что могу ставить, потому что Захаров поставил не о том, о чем хотелось бы сказать мне.
И так вот 28 января 1988 года на сцене театра «Суббота» вышел этот спектакль, а в 89-ом мы ушли из «Субботы» и создали Театр Дождей. Очень долго не решались вернуться к «Свифту», потому что и в «Субботе» площадка была небольшая, но наша несравнимо меньше и было непонятно, как сюда этот спектакль встроить. Один раз мы его восстановили и сыграли на фестивале «Зимний Авиньон» в Доме Актера, и в 1997 году я всё-таки решилась на полноценное восстановление этого спектакля», — рассказывает Наталья Васильевна Никитина.
С тех пор «Дом, который построил Свифт» вошел в репертуар Театра Дождей.
Спектакль всегда проходит с неизменными аншлагами. Он один из самых любимых и в то же время один из самых сложных, поэтому и мнения о нем очень противоречивы. Равнодушных после просмотра «Свифта» нет. Одни зрители ходят смотреть его десятки раз за сезон, а кто-то не выдерживает и одного раза и покидает театр в антракте, не досмотрев до конца, но резюмируя : «Какая чушь!»
Я принадлежу к числу первых. С тех пор, как в первый раз 28 февраля 2014 года я увидела «Дом который построил Свифт» на сцене Театра Дождей, этот спектакль меня не «отпускает». И состояние шока и эмоционального потрясения возвращается снова и снова.
«Свифт» удивителен тем, что при всей сложности он прост. Прост как всё гениальное. Наталья Васильевна не заставляет нас разгадывать головоломки, символы и образы доступны пониманию всех зрителей, а не только высоколобым и искушенным театралам.
Темпоритм, динамика и энергетика спектакля потрясающая. В нём нет провалов, действие держит в постоянном напряжении. Удивительная трансформация главного элемента оформления сцены создает иное пространство, в которое падаешь с самого начала. Музыка, которая вплетается в канву и становится неотъемлемой частью происходящего, погружает в состояние, напоминающее гипнотический транс! Всё это «Свифт»!
Рассказывать, о чем эта постановка, — занятие бессмысленное и неблагодарное. Это надо не только смотреть, но и видеть, это надо прочувствовать, пропустить через себя. Не на умственном уровне, а на уровне чувств, ощущений, эмоций. Ведь «Свифт» напоминает книгу, которую мало прочитать один раз, чтобы понять всю её глубину и полноту.
Сюжет основан на реальном факте из дошедшей до нас биографии Джонатана Свифта, в которой говорится, что бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных. О том, что из этого вышло или могло выйти, и говорится в спектакле.
В «Свифте» смешиваются жанры, переплетаются друг с другом, меняются местами. Драма превращается в комедию, трагедия в фарс и наоборот! Полностью теряешь ощущение времени и пространства , чувствуешь себя совершенно в ином измерении. Порой это напоминает бред и галлюцинации в сознании умалишённого, порой безумную фантасмагорию. Фантасмагория в какие-то моменты превращается в мистерию!
«Свифт» не измеряется обычными мерками. Об этом говорит и Наталья Васильевна Никитина :
«Свифт» не имеет никакого отношения к быту, к жизни, к нормальной психологии, это мистерия. Это действительно мистерия и воспринимать её бытовым сознанием невозможно. Здесь надо перестать задавать вопросы — кто сумасшедший , кто нет, здесь это не имеет значения. Надо в это пространство погрузиться , спокойно открыть подсознание и впитать в себя все это, потому что эта пьеса, она как матрешка. Ты открываешь одну, а внутри следующий смысл, ты открываешь следующий, а внутри ещё, ещё, и такое ощущение, что дальше эта матрешка идет к бесконечности…»
Эта многоплановость, многомерность «Свифта» делает его самым интересным, самым сложным и самым спорным из всего репертуара Театра Дождей. Мнений здесь может быть бесконечное множество, но есть одно, которое определяет истинную ценность спектакля. Это мнение автора. Григорий Горин, посмотрев этот спектакль , сказал, что он впервые увидел свою пьесу, поставленную так, как она была им написана.
Нельзя не сказать о замечательных актерах! Ощущение, что они не играют, они живут в этом мире, создают его каждую минуту в этом маленьком сценическом пространстве и раздвигают стены до размеров Вселенной!
Многие актеры играют в «Свифте» со дня его премьеры. Переходя из роли в роль, они искали и нашли «свои» образы. И сегодня уже невозможно представить , что когда-то роль Доктора Симпсона играл не Александр Маков, а Патриком был не Александр ИвАнов! Потому что это стопроцентное попадание в образы этих героев и игра актеров доставляет наслаждение, причем не только зрителям, но кажется что и самим артистам. Удивительно точный, проникновенный, тонкий , глубокий, мистичный образ Некто создал Николай Лосев, ранее игравший в массовке. Иван Кожевников, начинал когда-то с роли лилипута Флима, а сегодня он играет две роли — самого Свифта и великана Глюма. Так же как и Валерий Саломахин , игравший в прежние годы Патрика, а сегодня ставший великаном Глюмом.
Спектакль живет и развивается, и это ещё одна причина его долголетия и популярности. Все новые и новые зрители открывают для себя необыкновенный, причудливый мир «Свифта», и каждый находит в нём свое, созвучное сердцу, душе и чувствам.
Закончить я хочу цитатой из отзыва зрительницы, недавно в первый раз увидевшей «Свифта» .
«Спектакль выполнил главную задачу: каждым жестом, каждым звуком, каждым взглядом проник в душу и заставил задуматься о жизни. И ты выходишь уже другим — более чистым, более мудрым. Не каждый спектакль так очищает душу. Именно в таких спектаклях хочется поучаствовать — которые могут изменять судьбы и свои и людей. »
Продолжение цикла: «Чайка» и «Три сестры» в Театре Дождей
«Дом, который построил Свифт» в «Театре Дождей»: 1 комментарий
Обсуждение закрыто.