Конфликты внутренних противоположностей

06947220

Валерий Гусаров

Из цикла Игры внутренних фигур. 

Переработка, дополнение и расширение давней моей статьи «Палач-Жертва«, опубликованной в социальной сети .

Любой человек многомерен и многозадачен. Более многозадачен, чем Виндовс. Но и вирусов гораздо больше. Отличие внутренней структуры личности человека от любой компьютерной программы в существовании нелогичных подпрограмм, которые великие психологи Юнг и Ассаджиоли назвали субличностями. Определение субличности можно дать примерно так: это  относительно автономная психическая структура, которая может захватывать человека и действовать почти самостоятельно, не подчиняясь его сознанию.

Screenshot_2

Существует в нас множество пар противоположных субличностей, которые и создают внутренние конфликты. Например, пара «Учитель-Ученик». Или «Начальник-Подчиненный». Или «Герой-Трус». Да мало ли!

Этот текст посвящен паре «Палач-Жертва». Она создает наиболее серьезные проблемы и внутриличностные, и внешние нелады во взаимоотношениях с людьми.

Игры наших внутренних противоположных фигур, собственно, и создают нам множество внутренних и внешних (в социуме) проблем.

Как организуются, как создаются наши противоположности? В общем-то, никак. Они заложены в нас изначально. Суть в том, насколько эмоционально и энергетически они в нас заряжены. А вот заряд зависит от нас. Вот решили вы когда-то никогда не быть жертвой —  и стали палачом. И наоборот, не желая быть палачом, становитесь жертвой. И жертвой обстоятельств, и жертвой окружающих людей. Вам это надо?

Помните из физики понятие индукции? Так же и в личностях. Если в вас заряженная Жертва, то выйдя на улицу, обязательно привлечете к себе палачей. А если вы Палач, то неминуемо Жертва рядом. Если вы в этих крайних состояниях, то индуцируете в другом противоположность. Вам это надо?

Наверное, нет. Тогда надо снижать эмоциональную и энергетическую заряженность этих субличностей. Тогда и субличности получают иные имена и начинают действовать иначе.

Для понимания желаемых изменений предлагаю такой континуум.

Screenshot_7

Края — Жертва и Палач. Снизив напряженность, получим пару Деспот-Раб. Снизим еще — Господин-Слуга. Далее Авторитарный руководитель — Приниженный подчиненный. Снижаем дальше, Руководитель-Подчиненный. И наконец, область гармоничных отношений: Ведущий-Ведомый. А в серединке точка «Равноправные Партнеры».

Быть в серединке никому долго не удастся. Вообще Гармония — не статична. Это качели между легкой дисгармонией и приятным ощущением «все замечательно». Так и в этом континууме. Переходы между Ведущим и Ведомым через Равноправное Партнерство — это область гармонии в отношениях с людьми и психического здоровья. В этой области вы можете свободно выбирать себя. «Сейчас побуду ведомым, он более компетентен». » А тут я ас, побуду Ведущим». Крайние точки не дают такой возможности. Не дают выбора. Либо вы спонтанно впадаете в Палача, либо в Жертву. Сильно заряженные субличности руководят вами. А надо, чтобы вы сами собой руководили. И сами себя свободно выбирали. «В этой ситуации адекватно быть таким\такой».

Снижайте напряженность ваших крайних состояний. Появится больше энергии для радости и гармонии в жизни.

Расскажу зачем это нужно.

Палач-Жертва — это крайние точки континуума. Максимально заряженные эмоционально и энергетически. Я бы даже сказал, зараженные вирусом  садо-мазохизма. Спасибо маркизу Де Саду за термин.

Рассмотрим, что такое Палач, и что такое Жертва.

С точки зрения психиатрии и то и другое — болезнь, требующая медикаментозного лечения. В маниакальных случаях это вполне адекватно. Но с точки зрения психотерапии, в менее критичных случаях, стоит разобраться не столь кардинальными средствами.

          Напомню закон взаимной индукции: в состоянии Ученика вы вызовете в другом Педагога, и наоборот, будучи в состоянии Педагога будете вызывать в других состояние Ученика. Точно так же с Палачом и Жертвой.

         Если первый пример не столь критичен, то второй может быть и критичным и травматичным.

Итак, что такое Палач? В крайнем своем проявлении — это мучитель и садист. Ему мало видеть другого в печали. Ему надо видеть другого в страдании. ( я не беру во внимание физические средневековые пытки, я про сегодняшние пытки).

Жертва принимает на себя страдательную роль. И считает, что заслужила. Я виноват во всех грехах Вселенной. Я виноват в смерти отца. Я виноват в смерти брата. Я заслужил страдание.

Садо-мазо так и начинается. Из внутренних убеждений.

Так с нами и играют наши крайние субличности. На вине и мотивах.

В ваших силах переиграть ваши крайние субличности.

Ваш внутренний Палач ненавидит весь мир. И все вокруг и себя в том числе. Хочет все уничтожить. Ваша внутренняя Жертва ненавидит мир. И себя в том числе.

Замечаете схожесть? Две стороны одной медали. Не правда ли?

Мы играем сами с собой, со своими противоположностями, забывая что мы уникальны и едины.

Вспомните про игру. Она учит. А страдание лишь принижает. Самоуничижение нам навязано — это чужая игра.

В наших жизненных сценариях часто по тем или иным причинам наши противоположности бывают сильно заряжены. Не дать ли свой заряд на что-то другое?

Попробуйте переиграть ваши привычные сценарии.

И расправьте крылья! Лететь нам высоко!

 

 

Конфликты внутренних противоположностей: 4 комментария

  1. По сути верно. О том и писал.

  2. Не столько к равновесию, столько к равновесному развитию. До Рериха и До Блаватской были много кто еще. Франциск Азисский.. Гегель опять же. С его триадой: теза-антитеза-синтез.

  3. Мы живем в мире, где все стремится к равновесию — минимуму потенциальной энергии. В какой-то момент борьба противоположностей приводит к равновесию. Философская концепция равновесия как антитезы материализму и идеализму, разрабатывалась Н.К.Рерихом и Еленой Блавтской

Обсуждение закрыто.