Из цикла Игры внутренних фигур.
Переработка, дополнение и расширение давней моей статьи «Палач-Жертва«, опубликованной в социальной сети .
Любой человек многомерен и многозадачен. Более многозадачен, чем Виндовс. Но и вирусов гораздо больше. Отличие внутренней структуры личности человека от любой компьютерной программы в существовании нелогичных подпрограмм, которые великие психологи Юнг и Ассаджиоли назвали субличностями. Определение субличности можно дать примерно так: это относительно автономная психическая структура, которая может захватывать человека и действовать почти самостоятельно, не подчиняясь его сознанию.
Существует в нас множество пар противоположных субличностей, которые и создают внутренние конфликты. Например, пара «Учитель-Ученик». Или «Начальник-Подчиненный». Или «Герой-Трус». Да мало ли!
Этот текст посвящен паре «Палач-Жертва». Она создает наиболее серьезные проблемы и внутриличностные, и внешние нелады во взаимоотношениях с людьми.
Игры наших внутренних противоположных фигур, собственно, и создают нам множество внутренних и внешних (в социуме) проблем.
Как организуются, как создаются наши противоположности? В общем-то, никак. Они заложены в нас изначально. Суть в том, насколько эмоционально и энергетически они в нас заряжены. А вот заряд зависит от нас. Вот решили вы когда-то никогда не быть жертвой — и стали палачом. И наоборот, не желая быть палачом, становитесь жертвой. И жертвой обстоятельств, и жертвой окружающих людей. Вам это надо?
Помните из физики понятие индукции? Так же и в личностях. Если в вас заряженная Жертва, то выйдя на улицу, обязательно привлечете к себе палачей. А если вы Палач, то неминуемо Жертва рядом. Если вы в этих крайних состояниях, то индуцируете в другом противоположность. Вам это надо?
Наверное, нет. Тогда надо снижать эмоциональную и энергетическую заряженность этих субличностей. Тогда и субличности получают иные имена и начинают действовать иначе.
Для понимания желаемых изменений предлагаю такой континуум.
Края — Жертва и Палач. Снизив напряженность, получим пару Деспот-Раб. Снизим еще — Господин-Слуга. Далее Авторитарный руководитель — Приниженный подчиненный. Снижаем дальше, Руководитель-Подчиненный. И наконец, область гармоничных отношений: Ведущий-Ведомый. А в серединке точка «Равноправные Партнеры».
Быть в серединке никому долго не удастся. Вообще Гармония — не статична. Это качели между легкой дисгармонией и приятным ощущением «все замечательно». Так и в этом континууме. Переходы между Ведущим и Ведомым через Равноправное Партнерство — это область гармонии в отношениях с людьми и психического здоровья. В этой области вы можете свободно выбирать себя. «Сейчас побуду ведомым, он более компетентен». » А тут я ас, побуду Ведущим». Крайние точки не дают такой возможности. Не дают выбора. Либо вы спонтанно впадаете в Палача, либо в Жертву. Сильно заряженные субличности руководят вами. А надо, чтобы вы сами собой руководили. И сами себя свободно выбирали. «В этой ситуации адекватно быть таким\такой».
Снижайте напряженность ваших крайних состояний. Появится больше энергии для радости и гармонии в жизни.
Расскажу зачем это нужно.
Палач-Жертва — это крайние точки континуума. Максимально заряженные эмоционально и энергетически. Я бы даже сказал, зараженные вирусом садо-мазохизма. Спасибо маркизу Де Саду за термин.
Рассмотрим, что такое Палач, и что такое Жертва.
С точки зрения психиатрии и то и другое — болезнь, требующая медикаментозного лечения. В маниакальных случаях это вполне адекватно. Но с точки зрения психотерапии, в менее критичных случаях, стоит разобраться не столь кардинальными средствами.
Напомню закон взаимной индукции: в состоянии Ученика вы вызовете в другом Педагога, и наоборот, будучи в состоянии Педагога будете вызывать в других состояние Ученика. Точно так же с Палачом и Жертвой.
Если первый пример не столь критичен, то второй может быть и критичным и травматичным.
Итак, что такое Палач? В крайнем своем проявлении — это мучитель и садист. Ему мало видеть другого в печали. Ему надо видеть другого в страдании. ( я не беру во внимание физические средневековые пытки, я про сегодняшние пытки).
Жертва принимает на себя страдательную роль. И считает, что заслужила. Я виноват во всех грехах Вселенной. Я виноват в смерти отца. Я виноват в смерти брата. Я заслужил страдание.
Садо-мазо так и начинается. Из внутренних убеждений.
Так с нами и играют наши крайние субличности. На вине и мотивах.
В ваших силах переиграть ваши крайние субличности.
Ваш внутренний Палач ненавидит весь мир. И все вокруг и себя в том числе. Хочет все уничтожить. Ваша внутренняя Жертва ненавидит мир. И себя в том числе.
Замечаете схожесть? Две стороны одной медали. Не правда ли?
Мы играем сами с собой, со своими противоположностями, забывая что мы уникальны и едины.
Вспомните про игру. Она учит. А страдание лишь принижает. Самоуничижение нам навязано — это чужая игра.
В наших жизненных сценариях часто по тем или иным причинам наши противоположности бывают сильно заряжены. Не дать ли свой заряд на что-то другое?
Попробуйте переиграть ваши привычные сценарии.
И расправьте крылья! Лететь нам высоко!
По сути верно. О том и писал.
Не столько к равновесию, столько к равновесному развитию. До Рериха и До Блаватской были много кто еще. Франциск Азисский.. Гегель опять же. С его триадой: теза-антитеза-синтез.
Мы живем в мире, где все стремится к равновесию — минимуму потенциальной энергии. В какой-то момент борьба противоположностей приводит к равновесию. Философская концепция равновесия как антитезы материализму и идеализму, разрабатывалась Н.К.Рерихом и Еленой Блавтской