«Отражения на мокром асфальте». Десять лет на волне любви.

Вероника Родкевич
Театр Дождей глазами зрителя

В репертуаре Театра Дождей все спектакли любимы режиссером,  актерами и зрителями. В этом причина их долголетия. И вот опять  небольшой юбилей. Спектаклю «Отражения на мокром асфальте» исполняется 10 лет.

Он самый необычный в репертуаре и сильно  отличается от остальных  постановок  драматургией, формой, способом выражения идеи.  И  самим создателем. «Отражения на мокром асфальте» —  это первая режиссерская работа актрисы Театра Дождей Елены Кохоновер :

«Как пришла идея – не знаю. Она просто упала. Из желания что – то сыграть возникло желание что-то поставить.  Мне всегда хотелось попробовать из речи перейти в пластику,  и чтобы диалог продолжался. Мне было интересно проверить насколько доходит словесная информация и насколько то же самое можно сказать с помощью тела. И в этом спектакле именно это и пробуется. Сначала идет разговор телом , а потом вдруг  переходит  на слова. Было интересно выдержать одну линию, чтобы все персонажи говорили об одном. В каждом персонаже этого спектакля есть немножечко меня.  Я их всех проиграла, прежде чем получился результат.

«Отражения на мокром асфальте»  по жанру определен как  «театральная фантазия по пьесе «Редчайшая история о любви».

Появился  он, не так, как обычно создаются театральные постановки, когда режиссер читает пьесу, а потом находит её художественный образ. Здесь  было как раз всё наоборот.

Елена Кохоновер: «Произведение я  нашла после того, как придумала спектакль. Сначала у меня появились мимы, которых нет в пьесе изначально. Я чувствовала тему , которая во мне греется,  придумывала номера какие–то отдельные, понимала, что там должны быть Он и Она , а откуда – я не знала. И вдруг попадается это произведение. Внезапно. Листая в интернете многочисленные пьесы , вдруг натыкаюсь на неё,  читаю первые пять шесть фраз и понимаю, что это  — то.»

Петер Хирхе, чью пьесу  нашла Елена Кохоновер, был совершенно ей  незнаком. Она никогда не читала этого писателя и ничего не знала о нём. Но «Редчайшая история о любви» идеально встала в картинку, созданную её фантазией. Но тут же возникла проблема. Пьеса была переведена с немецкого и,  по мнению Елены, неудачно.

Елена Кохоновер : Пьесу нашла,  причем в очень плохом переводе. Сначала я  думала, что буду сама переводить, хотя я не знаю немецкого языка.  Думала, что буду сидеть по словарику переводить, потому что  понимала, что суть есть, а язык корявый.   Но потом, мы нашли другой.  Он тоже не самый лучший, но из уважения к человеку, который работал, мы играем, как написано. Но по большому счету я понимаю, что там много чего можно было бы переделать и сейчас, например, если бы я была чуть опытнее тогда, конечно я бы сама перевела. Просто тогда было мало времени и не хватило сил.»

Свой первый спектакль режиссер создавала по наитию, руководствуясь своими чувствами и интуицией. В этом ей помогали даже сны :

Е. Кохоновер –

«Мне приснилась сцена в кафе, где идёт реверс, обратная перемотка, где идёт танец двух мимов, танец любви. Там, где ключевая фраза : « ты тоже любишь, когда неоновые огни отражаются на мокром асфальте». Весь этот момент.

Я утром проснулась и поняла, что  вижу картинку.

 

Я абсолютно не продумывала аудиторию, ничего. Я просто рисовала вслепую. Мне приходили какие -то мысли, и я их выдавала. Я ничего не боялась, потому что ещё не знала? что такое постановка спектакля. В первый раз я ничего не боялась и просто делала, что я чувствовала.»

В спектакле сложился удивительно гармоничный   актёрский ансамбль. Правда, произошло это не сразу. Вначале героиню репетировала Ксения Розова, которая по личным обстоятельствам не смогла продолжить работу над ролью. И в итоге роль главной героини перешла к Насте Никитиной. Очень сложно было найти состав мимов. Но когда это произошло, сложились две гармоничных пары: Илья Божко, Екатерина Кожевникова и Вячеслав Викторов , Элина Аксёнова. И эти  актёры вместе с хореографом и режиссером придумывали пластику и историю мимов. А Александр ИвАнов стал не только исполнителем  роли главного героя , но и художником по свету.

Все десять лет эти актеры играют «Отражения на мокром асфальте» в одном составе, без дублей и замен. И для зрителей они стали единственными, неповторимыми и любимыми. Об этом говорят отзывы :

«БРАВО!!! Мимы  великолепны — прекрасная и тонкая работа! Вы то помощники по жизни, которых можно назвать «случай», то мысли и эмоции, то друзья героини — гениально ввести в спектакль людей, говорящих мимикой и движениями!»

«Изумительные мимы – такая свобода тела, мимики! Каждый на своём месте – харизматичный, мужественный Илья Божко, весёлый, обаятельный, сильный Вячеслав Викторов, нежная, красивая и хрупкая Екатерина Кожевникова, искромётная, живая и невероятно привлекательная, с бездомными искрящимися глазами Элина Аксёнова. Какие вы все замечательные!»

«Спасибо четверым голубоглазым мимам, создавшим целый мир!»

«Анастасия Никитина …. Изумительная, потрясающая, талантливая ОНА! Так тонко чувствующая, такая разная, меняющаяся. Это Ваша роль! Не раз навернулись слёзы от Вашей игры.»

«Анастасию Никитину я сегодня увидела первый раз, хоть и не раз в Дождях — Вы красивая, талантливая, свободная, легкая и очень пластичная актриса! Я вам верила во всем! Ваши глаза могут сказать без слов»

«Александр Иванов… Великолепный, мудрый, талантливый, ироничный ОН! Я даже не знаю, стоит ли что-то говорить про Александра – он везде разный и искренний.»

«Александр ИвАнов — талантище! Вы меня сегодня поразили. Видела Вас в разных ролях — но сегодня Вы играли  мужчину — интересного, умеющего любить и ждать, обычного и необычного одновременно!»

«Хочется сказать огромное спасибо Александру Иванову за его неподдельную искренность в нужных пропорциях смешанную с самоиронией.»

Спектакль получился  настроенческим, ассоциативным,  похожим на иллюзию, на сновидение, на отражение души или сознания.  Название, думаю, тоже пришло создателю не случайно,  и оно очень точно. Все персонажи спектакля  словно отражение друг друга.  Смысл и глубина  слов главных героев усиливается  завораживающей  игрой мимов.  И  они меняются местами, линии сюжета переплетаются, переходят из одного времени в другое, из одних образов  в другие и  сложно сразу все уловить. Постановку можно назвать экспериментальной, но при этом она настоящая «дождевая». В ней есть то главное, что отличает все спектакли Театра Дождей от других. Есть многослойность  и глубина, к нему можно периодически возвращаться и с каждым разом открывать что-то новое. Есть волшебная атмосфера полного погружения, которая делает все спектакли Театра Дождей особенными. Есть чудесная гармония света и музыки. И главное,  детище Елены Кохоновер не нарушает творческое кредо Театра , принцип трех «не». «Не чернуха, не порнуха и не бытовуха».

Спектакль удивительно красивый, добрый и светлый. Он о любви, в нём нет определенности и однозначности, и каждый зритель может увидеть в нём что-то своё, личное, отражение своих чувств.

««Отражения на мокром асфальте» — это история о том, как ОНА ищет ЕГО, а ОН ищет ЕЕ. А тот, кто ищет, всегда находит. Но только надо присмотреться: вдруг то, что ты ищешь, совсем рядом – нужно только протянуть руку… Мне кажется, самое главное, что получилось в этом спектакле – это то, что каждый выходя из театра, думает «А ведь это же про меня! Это я так живу, так люблю и так жду!»»

«Сегодня уже в который раз посмотрела спектакль «Отражения на мокром асфальте». И каждый раз открываю в нём что-то особое, что-то новое!!!Удивительно, насколько он многослойный — вся жизнь, рассказанная за два часа! И сегодня я плакала и смеялась, и ладно бы в зале, но и после спектакля. Мир вдруг открылся новыми запахами и звуками — внутри что-то перевернулось и все чувствуется острее, ярче!»

«Отражения на мокром асфальте». Чудо, которое остается в тебе и после того, как уходишь из театра.»

«Спектакль понравился, а по настроению чем-то неуловимо напомнил «Одиночество в сети» Вишневского. И оставил после себя приятное умиротворение. Ведь финал в нём всё-таки счастливый!»

«Отражения на мокром асфальте». Какой же это необычный, тонкий и нежный спектакль! Невозможно оторвать глаз от сцены буквально с первых минут. А дальше начинается практически цвейговское погружение, где звучат струны души и отступает действительность. Возникает ощущение, что именно этот спектакль мы искали долго и, наконец, нашли.»

«Именно ценность жизни, каждого момента здесь и сейчас! Она смотрит на Него, но не видит,  не видит реального человека, который находится рядом. Она видит только образ, придуманный Ею когда -то… Она мечтает о Нём, ждет Его , но  Он только отражение Её души, Её мечты о любви. Наверное, это самое важное -, чтобы тот, кому дорог ты, был также дорог тебе, и ты всегда помнил, какого цвета у него глаза».

Премьера состоялась 20 февраля 2010 года. И думаю, что дата эта не случайна. Ведь цифры 20.02 –так же  отражают  друг друга. Прошло 10 лет.  Спектакль «Отражения на мокром асфальте» продолжает свою жизнь  на волне  любви. Он нашел свою тропинку к сердцам зрителей и для многих стал личным откровением, дорогим и бесценным. Его также любят актёры , поддерживают и развивают , наполняют новыми смыслами без участия режиссера.    Елена Кохоновер сегодня живёт в другой стране. Но периодически возвращается в Петербург, в Театр Дождей, ведь невозможно покинуть место, где осталось сердце и живёт отражение твоей души.

Продолжение цикла:  Повесть о Настоящем Театре