Секреты эффективной деятельности

личная-эффективность

Валерий Гусаров

Статья эта родилась из множества индивидуальных работ и тренингов с коллективами. А теоретически основана на двух источниках: советская теория психологии деятельности и вахтанговское учение об актерской задаче.

Screenshot_4

Основа: Я (субъект деятельности) — хочу (цели и мотивы) — делать (действия и операции) то — то и то-то — в направлении объекта (расшифровка объекта позже) — для этого мне нужны такие-то методы и средства — насколько Я ими владею? Круг завершился на субъекте. И это правильно. Есть ли возможности для достижения целей и реализации мотивов?

Screenshot_3

 

Часто люди застревают на методах и средствах, совершенно забывая о себе, о своих желаниях и предназначении: ради чего даны способности, возможности. Ругают условия, не позволяющие реализовывать себя. Типа: не я виноват. А может быть, в себе не разобрались? Что, действительно, хочу? К чему, действительно, мои способности и таланты?

Начинать в этой схеме следует  с «Я хочу». Здесь и субъект, и мотивы  — в первую очередь. Часто цели и мотивы не совпадают. Попробуем понять , в чем разница между целью и мотивом. Мотив бессознателен. Цель сознательна и вербализована (высказана словами). Зачастую цель вербализована не вами, а родителями, которые хотели бы в вас реализовать свою мечту. Или социумом — «делайте то, что все». Настоящая цель — точная вербализация мотива. Но он редко попадает в сознание. Но стоит постараться.

Право, вербализованные цели: быть любимым, быть признанным, быть гармоничным,  — лучше цели «быть богатым». И уж конечно, лучше, чем «насолить конкуренту».

Вахтанговская задача состоит из трех элементов: 1. «Что я делаю?» 2. «Зачем я это делаю?» 3. «Как я это делаю?»

В каждом элементе вахтанговской задачи  Я — субъект. В первом элементе — действие. Ну, на театре, сами понимаете, главное — действие, это же моделирование жизни. Второй элемент значимее для жизни. В этом «зачем» наши мотивы и цели. А в элементе «как» в театральной теории таятся приспособления, например, интонация, с которой говорим. А мы назовем это методы и средства. в вахтанговской задаче не хватает объекта. В театре это партнеры и зрители. В общем, как видите, есть параллели.

Метод дает две важнейшие возможности: анализа и проектирования действий для развития себя и для успешной деятельности.

Схема, которую я вам дал выше обладает уникальными свойствами. Она саморазвивается, как вы только начинаете вникать в нее.

Я — субъект. Мои мотивы превращаются в цели. И цели вовсе не оправдывают средства, как нам пытались внушать. Негодные средства всегда наши цели превращают в негодные. Так что не оправдывайте себя целями. Ставьте во главу угла мотивы.           

А мотив — «Я хочу» В глубинном смысле. Это не легко, но стоит понять. Лично я свой мотив, давно определил. «Хочу гармонии в себе и вокруг себя». Так и действую. Но это я. А у вас может быть другой мотив. Его стоит понять.

Схема, которую я дал подчинена законам жизнеспособных систем. Законы перечислю.

  1. » В капле воды — весь мир» Другими словами один элемент системы отражает всю систему в целом.
  2. Любой элемент системы связан со всеми элементами и взаимодействует со всеми. Конфликт с любым элементом разрушает всю систему. Другими словами, если средства не соответствуют целям, то система разрушается.
  3. Если цель надумана или навязана и не соответствует мотивам, система разрушается.
  4. Если действия не соответствуют мотивам и объектам, система разрушается.

Прежде, чем продолжить поговорим об объектах.

По поводу объектов у людей столь частые ошибки, что аж досадно. Ну не может быть другой человек вашим объектом! Ибо он сам субъект своей жизни и деятельности. Делая человека объектом, вы совершаете насилие.

А ментальное насилие хуже физического.  Хотите быть насильниками? Надеюсь, нет. А как часто родители насильничают, забывая, что подростки совсем другие люди! Как часто супруги насильничают, в попытках переделать супруга!  И как часто руководители насилуют своих подчиненных!

Что-то другое должно стать объектом действия. Что? Думаю, что взаимопонимание, взаимодействие. Саморазвитие, наконец. Ну и простые объекты в реале. Типа вышедшая из строя микроволновка.

  1. Далее на схеме методы и средства. И если они не соответствуют объекту, то действия не успешны. Как частый пример, объект поведение подростка, метод — занудные лекции, или хуже того, — скандал. С целью отрегулировать поведение подростка. Знакомо? Приводило к успеху? Сомневаюсь. Тут все ничему не соответствует. Ни цель, ни действия, ни объект, ни методы и средства.
  2. И вся система должна быть подчинена возможностям и способностям субъекта. То есть вернуться к Я и проверить умею ли все, что планирую.
  3. Все элементы системы во взаимозависимости отражают и обеспечивают функциональность системы в целом и ключевого элемента в частности. В нашем случае ключевым элементом является субъект со всеми своими ресурсами. То есть, Я.

Как же согласовать все элементы? Как повысить эффективность деятельности?

Опять обратимся к схеме.

Примечательно то, что под буковкой «С» обозначается субъект деятельности . А он может быть и личностью и фирмой, коллективом. Но здесь я пока говорю о личностном аспекте.
Обратите внимание на то, что КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ системы для максимальной функциональности системы должен быть согласован с каждым.  Посмотрите на связку между «Ц» и «М». В культуре бытует фраза вредная и для общества и для личности: «Цель оправдывает средства». Так вот нет! Не оправдывает. Негодные средства смещают цель на негодную.  И наоборот, благие средства могут сместить и цель на благое.

Но вернемся к теме.

Вспомним, как я говорил в первой части: первая и главная линия от «С» к «Ц». «Я хочу». Не от «М». » я не могу». А от «я хочу».

Ключ в построении эффективности деятельности именно в понимании «а чего я действительно хочу». И первое, с чего вы должны начать, со списка желаний.

Беда в том, что многие сосредоточиваются на том «чего я не хочу». А это негативные программы, которые неминуемо приводят вас к тому, чего вы не хотите. Сконцентрируйтесь лучше на том «чего я хочу».

Составьте список желаний. Напишите его крупно на большом листе бумаги.  Пришпильте его где-то на виду. Чтобы попадался на глаза постоянно. А через неделю-две выделите приоритетные желания. Именно они будут отражать ваши мотивы, а, значит, можно ставить цели.

Но я вас умоляю! Ищите истинные ваши мотивы! Моя техника не поможет вам стать миллионером. Она помогает реализации предназначения. Лишь этому Вселенная помогает. Дает возможности и средства.

Вторую линию тяните от «Ц» к «Д». То есть, определите, какие действия требуются для достижения цели. И важно чтобы ваши действия  соответствовали вашим целям и мотивам. Грубо говоря, не стоит бросать лягушку за пазуху для привлечения позитивного внимания. Действие, направленное на ту или иную помощь человеку будет более гармоничным. А если цель ваша снять напряженность конфликта с кем-то, то действие — втянуть человека в процесс  исследования конфликта. В этом процессе объект не человек, а  ваш общий конфликт. Тогда будет не противостояние, а партнерское исследование и поиск путей разрешения.

Про объект я уже достаточно сказал в предыдущей части.

Теперь кружке «М».  Методы и средства обычно нам даны заранее. В математике им нас учат. Два плюс два = 4. Два умножить на два = 4. Замечаете, что разные действия могут давать одинаковый результат? А если от 6 вычесть 2? А если 4 единицы вместе собрать?

Позвольте не лезть в высшую математику, для того, чтобы доказывать очевидное. Вы — это только вы и других таких быть не может. А значит связка субъект и методы изначально уникальна. Новая ситуация всегда требует новых методов и средств. Так что без творения нам не обойтись. Что и хорошо! Ибо мы — дети Творца, и сами Творцы.

Так что, вернувшись к себе снова проиграйте схему. Я — субъект. Как субъект я хочу. И определите это. А потом дальше по элементам. До гармонии всех элементов и гармонии в жизни.

Работайте над своей жизнью! Над своей деятельностью. Над эффективностью. А если будут затыки, спрашивайте, подскажу.

Приложение . Я — субъект жизни.

Наверху схемы вы видите кружочек с буковкой С. Это субъект. А по-простому Я. То есть Вы. Тот, кто строит свою жизнь и деятельность. К себе стоит обратить свое особое внимание. Стоит понять, что других таких нет и не будет.

Немногие вам помогут строить свою жизнь. Они есть, но основная нагрузка на Вас самих. Могут попасться люди, которые на Вас захотят нажиться. Включайте интуицию. Помощь помощи рознь.

Субъект — это тот, кто чувствует, понимает и действует. Я — субъект. И Вы субъект.

Оцените себя. Лично я не видел неталантливого человека. Каждый из вас наделен тем или иным талантом. Каков Ваш талант? Чем Вы превосходите окружающих? Я никогда не поверю в отсутствие таланта. Так что признавайтесь.

Будьте честны перед собой. Ну и передо мной, чтобы я мог чем-то помочь.

Мир построен так, что у каждого есть предназначение важное для мира. Больше сказать, для Вселенной. Больше сделать для Вселенной. И для себя!

Нас пугали Армагеддоном. Говорят, что нас обезмыслят , обессмыслят и обезволят. И в этом предсказанный конец. Не хочется.

Скажите себе и миру то, что хотите!

Начинаем «путь к себе»!  Путь этот не короток и нелегок. Но стоит труда. Для понимания себя в первую очередь.

Начните с описания себя. Возьмите лист бумаги, разделите его на колонки. Первая: «я в себе ценю». Напишите в колонке не менее десятка записей. Вторая колонка: «Я в себе не люблю». Напишите. Если в ней будет больше, чем в первой, то у вас кризис личности. И что-то с этим надо делать.

Третья колонка: «чем позитивным могут проявляться мои негативы».  Четвертая: «как могут мои позитивные качества проявляться негативно, портить жизнь себе и другим». Пятая колонка: в чем схожи мои позитивы и мои негативы. Как их совместить — это напишите в шестой колонке.

В седьмой: пишите как преодолеть свои негативы и преобразовать негативы в позитивы. Поиграйте со своей личностью. Это полезно!

Напишите на отдельном листе свои таланты и способности. На другом листе — что или кто мешает вам в реализации ваших талантов и способностей.

Мы рождены с задачей для Вселенной. И первая наша задача — понять эту задачу. Или жить без лишних мыслей и слов. Это ваш выбор. Выбирайте!

И спрашивайте, что непонятно. У меня и у Ольги Грибановой.

Немного о юморе и шутках. Пусть в движении к себе юмор и шутки сопровождают вас! Излишняя серьезность иссушит вас. Иссушит результат.  Не станьте мумией. Смейтесь над собой, смейтесь надо мной, смейтесь над глупостью жизни. И вообще, смейтесь!

И радуйтесь себе и Миру. Таков мой завет.

Секреты эффективной деятельности: 1 комментарий

Обсуждение закрыто.