Свободен ли дух?

Назым Изжанова

Имеет ли внешнее принуждение решающее значение для души и для Духа? Остается ли Дух свободным? Пока писала вопрос получила внутренний ответ — «ДА»!

Потому я и пишу, что я свободна. Душа и Дух свободны всегда, их нельзя заковать в оковы.

Раз так, я могу думать, творить, но тогда следующий шаг состоит в ответе социума, который не свободен. Несвободный социум отвечает безответственно. Как и бывает, во главе общественных социально значимых институтов, ответственных за развитие общественного сознания, культуры и экономики, стоят системные роботы-люди, ограниченные инструкциями и предписаниями. Система всегда предполагает ограниченность, потому что ответственность не может быть безразмерной. Она имеет строгие рамки.

Индивидуальность и социум в аспектах творчества — антагонисты по определению. Талант имеет свой особенный Дух, выражающий себя через конкретную душу, наделенную творческими способностями, интуицией и дарованием видеть на шаг вперёд, и предлагает сделать этот шаг вперёд, а иногда намного опережает свое время и поколение. Такой талант может умереть в нищете, непризнанный. Его творчество будет признано через какое время после физической смерти индивида. Это никак не умаляет его вклада в копилку человечества.

Осознаёт ли свою ответственность человек творческий? И да, и нет.

Его душа бурлит, проявляя и выявляя ежечасно сиюминутно его внутренний потенциал через конфликты, даже на бытовом казалось бы уровне, но они имеют глубоко философское обоснование. Через боль, которую он не знает, как выразить, к нему приходят образы — музыка, песня, стихи. Это похоже на сумашествие, потому что когда  мне снились взрывы, пожары и души умерших витали в небе над Вьетнамом, — в ушах звучала музыка. Отголоски той музыки, слабые, иногда вдруг слышны издалека. Это было больно, я тогда попросила Всевышнего не посылать мне таких видений. Мне всего-то было 14 лет.
Сядь я тогда за фортепиано и напиши музыку, как знать… Но я сознательно-бессознательно отказалась от дара, я уговорила себя, что я не композитор и не знаю композиции и вообще не знаю, как пишется музыка. Однажды я смотрела фильм о том, как композитор пишет музыку. Он нажимает клавиши и играет мелодию или даже подбирает по нотам и слушает себя, то что звучит у него внутри. И если созвучно, то вот оно — послание свыше.

Так же пишет картины художник. В детстве я с упоением смотрела фильм о Репине. Как он искал лица в толпе. Буквально преследовал своих натурщиков. Если написанная картина не удовлетворяла его внутреннему запросу, он резал, уничтожал. Ему было больно, но он делал это осознанно, потому что это ответственность перед собственным даром и посланием свыше. Перед Всевышним. Не перед обществом и узким кругом даже самых близких, с кем связан кровными узами родства, — есть иные узы духовной связи с Творцом и мирозданием, с которым существует некий высший договор души.

Это называют затертыми словами «миссия» и «духовный путь». На самом деле он есть и дано его пройти не всем. Не потому что не под силу, а потому что не все соглашаются пройти через муки. Принявший муки творчества как дар самый ценный и как основу\канву\почву и, самое главное, с благостью\благодарностью\радостью, — только тот сможет идти творить и дойти до своей цели. Ибо цель того стоит, наградой будет не признание (возможно, оно и будет иметь место), а самоосознание, что контракт Души с Духом соблюден, что Путь пройден, что цель жизни достигнута, что миссия выполнена.