Великий Федор Шаляпин

Великие артисты

Родился он в зажиточной крестьянской семье Шаляпиных. Фамилия Шелепины, переиначенная на вятский лад в Шаляпиных, известна издревле как довольно частое прозвище. Шелепой называли длинного тощего человека, похожего на хворостину, которой наказывают провинившихся детей.

Так что огромный рост Федора Шаляпина был вполне наследственным.

Обвенчавшись в вятском селе Вогжалы, родители некоторое время жили в Казани. Там 13 февраля 1873 года и родился Федор Шаляпин.

Поначалу жизнь его была вполне обычной для простонародья конца 19 века. Поскольку семья, по-видимому, порвала с крестьянским бытом, то и мальчика с детства учили ремеслу — судьба его была стать сапожником. Но непростые люди были Шаляпины, отправили сына еще и в частную школу учиться грамоте. И еще оно важное обстоятельство сыграло огромную роль в жизни мальчика Феди: оценили родители его голосистость и подрядили петь в церковном хоре.

Вот такое многосторонее развитие получил Федор Шаляпин с детства, и оно сказалось в дальнейшем самым удивительным образом. 

После частной начальной школы, было приходское училище, потом городское двухклассное училище — и везде мальчик при всей своей проказливости и подвижности был отличным учеником. 

А ему было уже скучно в Казани и уже хотелось приключений. Он был рад вырваться из большого города в маленький Арск, где открылось ремесленное училище.

И приключения начались. В шестнадцать лет Федор Шаляпин вступил на подмостки.

В это время в маленьком городке работала провинциальная опереточная труппа антрепренера Василия Богдановича Серебрякова. Ставились не только оперетты, но и оперы — это было время настоящего взлета оперного искусства.

Итак, 1889 год. Шестнадцатилетний Федор Шаляпин в свободное от учебы время работает в труппе статистом. Работа, не требующая ни малейших способностей, лишь прилежание. И буквально через год он дебютирует казанском обществе любителей сценического искусства в опере “Евгений Онегин” в роли Зарецкого. Ему 17 лет, и у него уже тот самый бас, который буквально через 10 лет прославит его на всю Россию, а позже и на весь мир. Не беда, что в партия Зарецкого в опере совсем крошечная. Открыв в себе артиста, Федор Шаляпин навсегда поставил крест на своей спокойной и обеспеченной карьере сапожника.

С этого начались путешествия по городам Поволжья в поисках сцены, которая приняла бы его как артиста.Путешествовал пешком из города в город, подрабатывая по пути в селах пением на клиросе. Где-то удавалось проехаться на крестьянской телеге, где-то на крыше вагона. Познакомился он в пути с таким же бродягой и искателем приключений пермяком Алексеем Пешковым, который очень успешно пел в сельских храмах и очень ценился за красивый тенор.

Два певчих бродяги очень подружились и много верст прошли плечом к плечу. Но однажды в дороге на крыше вагона друзья попали под холодный дождь. Пешков тяжело заболел и в результате потерял голос. Пришлось дальше Шаляпину путешествовать одному. А у Пешкова путь был иной — стать писателем Максимом Горьким. Они встречались с тех пор нечасто, но очень радостно и по воспоминаниям знакомых веселились и  дурачились, как дети. 

Но вернемся к годам странствий. Уфе в хоре труппы С. Я. Семёнова-Самарского Федору Шаляпину нежданно повезло. Он заменил в одной из партий заболевшего певца в опере Станислава Монюшко. Дебют был настолько удачным, что молодому артисту стали поручать отдельные сольные партии. Ему даже предложили официальную должность в уфимском земстве. Но Шаляпин сбежал в труппу украинского антрепренера Г.И.Деркача. 

Так вместе с этой труппой Шаляпин оказался в Тифлисе и, наконец, попал в хорошие руки. На него обратил внимание известный тогда оперный певец Дмитрий Усатов и начал обучать талантливого юношу бесплатно, потому что денег на обучение у него не было. Здесь в Тифлисе по протекции своего учителя Федор Шаляпин стал исполнять ведущие басовые партии в оперном театре  Людвигова-Форкатти и Любимова. 

1893 год. Федору Шаляпину 20 лет, и он приехал покорять сперва Москву, затем через год и столичный Петербург. Колоритную провинциальную диковинку с удовольствием взял в свой театр знаменитый в то время режиссер и антрепренер Михаил Лентовский.

Здесь открылась новая особенность молодого артиста. Он оказался не только обладателем прекрасного голоса, но и редкостным актером. Сыграл он с успехом и несколько партий на сцене Императорского театра.

А в 1896 году его ждала новая удача. Знаменитый купец-меценат Савва Мамонтов, хозяин собственного московского театра пригласил его на свою сцену. Позже Шаляпин вспоминал о годах, проведенных в театре Мамонтова с огромной благодарностью: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

Здесь открылся и еще один талант артиста — он оказался отличным скульптором. Видимо, ремесленные навыки свое взяли. С этих пор, работая над каждой новой ролью Шаляпин, сперва воплощал ее в глине.

В эти последние годы 19 века Шаляпин из провинциальной диковинки превратился в любимца всей России, в икону оперной сцены.

  

Во время гастролей в Нижнем Новгороде певец познакомился с итальянской балериной Иолой Торнаги и недолго думая обвенчался с ней в маленькой сельской церкви. В Москву вернулись вместе. И скоро один за другим в семье появилось шестеро детей.

Но великому путешественнику и искателю приключений и здесь не сиделось. Время от времени по приглашению императорского двора приходилось ему выступать на петербургской сцене. И в 1910 году появилась у Шаляпина новая семья параллельно московской. У с Марии Валентиновны Петцольд было в то время двое детей, а в сожительстве с Шаляпином появилось еще три дочери. Так и жил он на два дома в двух семьях сразу. Трудно сказать, как относились к этому жены. 

Официально оформил свой брак с Марией Петцольд Шаляпин только в 1927 году, когда связь с первой семьей была утрачена.

Этот самый блестящий период своей жизни, когда наконец появилась слава и роскошные гонорары, не испортил артиста. Хотя современники весьма неодобрительно косились на его любовь к роскоши и привычку щедро сорить деньгами. Но не все знали, что он при этом не отказывал в помощи и тем, кто нуждался. Слишком хорошо знал Шаляпин, что такое нужда.

В 1905 году он поддерживал рабочее движение, и “Дубинушка” в его исполнении стала гимном революции. А во время Первой мировой войны на деньги артиста были открыты два лазарета для солдат.

Революцию он, пролетарий по рождению, принял с энтузиазмом и тут же начал активно работать для новой культуры. С 1918 года он стал художественным руководителем Мариинского театра и получил первым в истории России звание Народного артиста Республики.

Но дух странствий и здесь помешал ему сидеть на месте. В июле 1922 года Народный артист Республики Федор Шаляпин был приглашен на гастроли в Европу и США. Он отправился туда вместе со второй женой.

И не вернулся. В США его убедил остаться американский импрессарио Соломон Юрок.

Очень обидел он этим Советскую Россию. А когда в 1927 году выяснилось, что Шаляпин жертвовал большие средства детям российских эмигрантов, то дружбе с отечеством совсем конец пришел. Это подкармливание белогвардейцев ему не простили. Он был лишен звания Народного артиста Республики и права возвращаться в Россию. 

 Только в 1991 году, через 63 года после смерти Шаляпина, это постановление было отменено.

Эти пятнадцать зарубежных лет своей жизни он провел в напряженной работе, в бесконечных гастролях по всему миру.

Там за рубежом в 1932 году артист успел сняться в недавно родившемся звуковом кино. Он сыграл Дон Кихота в фильме режиссера Георга Пабста.

Такая тяжелая работа не могла не сказаться на здоровье. Он умер в Париже от лейкоза в 1938 году. 

В 1984 году после долгих переговоров с французскими дипломатами и сыном Шаляпина Федором Федоровичем его прах был перевезен в Москву на Новодевичье кладбище.

[Best_Wordpress_Gallery id=»149″ gal_title=»Федор Шаляпин»]