Отзыв Веры Горт на книгу Валентины Мельниковой «Репка на новый лад»

Клуб Интернет-Творцов

Ну что за умница эта Валя Мельникова!
Начала я читать её мощную книжицу и поймала себя на том, что вчитываюсь в строку, боясь упустить хоть одно какое-либо слово. Я поняла, что замечает она самое важное, т.е. — всё на нашей тысячегранной жизни и освещает каждую грань — в сгустке и в отдельности, и не  кратко, а столько, сколько нужно, чтобы нам вдуматься, задуматься, обдумать её – эту грань – во всём её ярком блеске и нежной матовости, не спеша, и только тогда усвоить её смысл, её замысел – доверчиво и бесповоротно.
Например, разрешается мыслительницей один из коренных вопросов нашего бытования: хвалить или бранить? И вот ответ: да, одинаково хвалить дитя за его хороший поступок и за плохой (!).  За плохой – с необходимым – намёком на возможное оправдывающее объяснение, но всё-таки – хвалить. Ведь доказано же мудрыми психологами: оно в другой раз – всегда лучше получается, если хвалят. А когда порицают – всё снова валится из рук.
Очень ценная ещё одна поднятая в этом Валином «учебнике жизни» тема: у детей нужно учиться тому, как «любить поболтать с любыми дядей ли, тётей…»
Тут я немного о себе: после долгого лежания в больнице и дома, вышла я, наконец, на почту, в аптеку, в супермаркет… Как все мне были рады! Один незнакомый совершенно дяденька возле кассы сказал: «Ой, как я вас давно не видел! Как хорошо!» И так – весь наш городишко. Совсем, ну совсем помирать не захотелось. И сил прибавилось. И – да! – люди нарассказали мне разных вещей – и я стала… образованней!
Чую, начинаю повествовать в стиле Валентины. Заразилась ею. А стиль её – сродни стилю Бианки, Пришвина, Грина и Паустовского. Какие мимолётные, но, оказывается, бесконечно важные «мелочи» замечает вдали и поблизости Валя! Мудрейшая!
Пожалуй, эта «Репка – на новый лад» – самая полезная книга для детей. Да и для взрослых.
Книга эта не про всяких там лягушек и кроликов – впрочем, и о них тоже, потому что – обо всём! – а про нас с Вами! Про то, как заговаривать с незнакомыми, веселя их, если они грустны, как взбадривать прадедушку, чтобы он чувствовал себя всего лишь дедушкой…
Да что это за женщина – Валя Мельникова? Кто ещё, как она, любит и только любит всё и вся, ну ничего не ненавидя (не дай Бог!)?
А любит и любит она… внука.., погоду.., любовь.
Цитирую:
«А ВОТ И ПРОСТО О ЛЮБВИ
Когда мы любим, — мы делимся, делимся, делимся
Тем, чем не натешимся, не нахвалимся, не нарадеемся.
Когда мы любим, — мы слушаем, внимаем и вникаем,
Когда мы любим, — понимаем, понимаем, понимаем!»
«Я люблю быть» – так чувствует дитя. Нужно и нам не забывать ЛЮБИТЬ БЫТЬ – требует Валя.  Цитирую Валино утреннее стихотворение:

« О вот таком прекрасном нашем дне

Пробудившийся внук,

Лопотушка внучка,

Улыбающаяся дочь,

Радостная жучка.

 

Начинающийся день,

Благороднейшая погода,

Ароматнейший завтрак,

Солнечная позолота.

 

Милые голоса,

Родные глазки,

Душевная благодать,

Оживающие сказки…

 

…Монитор, массаж, одевание.

Ложка, чашка и карандаш.

Телефон, смех, понимание.

Друг, листок, горшок и кураж!

Не правда ли, это интересно — описать свой день в одних существительных?…
Стихи мои несовершенны.
Не Пушкин я.
А пишутся мгновенно.
Ты – лучшая! (Добавлю я. В.Г.)
Поэтому – ещё одно Валино стихотворение:

НЕЖНОСТЬ

Каплями нежность капает.

Ты думаешь — это как?

Не знаю, это от осторожности.

Не вторгнуться в душу …Вот так.

Не вторгнуться, не помешать бы,

Не нарушить любовью своей

Мысли твои, покой твой,

Цели и думы твои.

— ЧуднАя!

— Ты, правда, так думаешь?

Тогда зацелую. Можно?

Плечи твои потрогаю.

Тихонечко и осторожно.

«Быть понятым, одобренным хоть на миг! Жизнь – в ней шик! Шик – это ответить лаской к тому, кто неласков». Потрясающе написан – вставлен где-то в районе одной трети книги – этюд под названием «ШИК». Цитировать из него невозможно. Он весь – одна сплошная великолепная цитата. И всё же – беру оттуда утверждение, что шик – это как о любви – писать о детях. И вот теперь из другой части книги беру абзац о том, что составляет основную мысль, стержень этого мощного литературного труда: благое отношение в любом случае друг к другу, начиная с самых маленьких:
«И тут внук упал.

И я закричала на него. Не так уж громко, не совсем уж закричала, но с упреком сказала, как же он не смотрит под ноги, как же пойдет теперь домой в грязи.

Он был расстроен, но не так, как была бы расстроена я. Он, в общем, воспринял все как-то миролюбиво.

Но, боже ж мой, как расстроилась я спустя несколько минут. Расстроилась от того, что никак не могу избавиться от этой дурацкой привычки упрекать, орать, ругать.

Потом я все исправила. Я сказала ему, какой же он молодец, что повел, что интересного захотел, и получили такое удовольствие от того, что прошлись, что увидели красивое.

Я исправила, но не исправилась сама. Как же поработать с собой, какой техникой, чтобы привычку ругать, упрекать, досадовать — сменить привычкой …бояться только одного, как бы не обидеть человека. Как быть такой доброй, чтобы быть спокойной и любящей человека так, чтобы не было стыдно за то, что не такая я, какой хотелось бы быть.

Дома я сразу постирала и курточку, и штанишки. Мы весело посидели за столом,

Нет, не утешает меня все-таки ничто, ни смех наш совместный, ни то, что он и не подумал обидеться, он какой-то настоящий мудрец, искренне любящий и верящий в любовь… Не утешает меня ничто, потому что я не стала такой, не стала не создающей душе свой доброй непокой.

А еще, и это важнее всего, — это культивировать в себе, как уважение к себе, — уважительность, деликатность, приятие и допущение, вежливость, мягкость, легкость, нежность. Хотеть иметь имидж быть таковым!

Нет, как же искоренить в себе привычку неприятия таковости, невеселости и нелегкости?!

Все-таки продолжаю что-то менять в себе. И это, ведь, действительно, надо!

— Лапочка, как это здорово иногда упасть в лужу! Раньше мы даже бегали по лужам специально! Солнышко мое, пойдем переодеться?! — вдруг в мыслях проговорила себе я все заново.

«Давай поучимся говорить ласковые слова. Понимаешь, когда ты станешь взрослым, ты будешь общаться с людьми, а все люди любят, когда их любят, значит, надо уже сейчас научиться любить. Давай начнем учиться с того, что научимся говорить ласковые слова».

И стали подбирать ласковые слова. «Я тебя люблю». «Дай, я тебя обниму». «Можно тебя погладить?», «Как хочется с тобой говорить и говорить», «Дорогой и милый», «Любимый».

Иногда так хочется полностью отдаться красоте. Красоте неба, красок, красоте облаков и их беззаботности, вспомнить свои детские мысли, свою любовь к жизни».
Валентина умеет нечто гениальное. Она умеет абстрагироваться от имеющихся представлений.
«ПРОХОД ПО УГЛЯМ (64%)

Не переход ли это – хотя бы частичный в иное измерение?

«И вот я стою перед дорожкой с углями, метра два в длину. Рядом стоят люди, такие же, как и я. И они все мне скандируют слова: «Ты можешь, ты сила, ты пройдешь, ты велѝка, ты можешь, ты сила, ты пройдешь!» – и вдруг я поняла, что я пройду! Я кивнула головой и почти рванула с места!

И пошла! И прошла!

А дальше — вы не поверите. Я смотрела и не верила. Почему даже ни клеточка моих босых подошв ног — не обожглась, не почувствовала ничего! Ни раночки нет!

Я не могла в это поверить.

И заняла очередь еще раз пройти».

А теперь – подробности….. из «Сказок для врослых» – пример добротной любовной прозы!:
«Леший смутился, покраснел, он не знал, что сказать, так как Кикимора была такой похорошевшей, такой красивой, что Леший, едва выбравшийся из-под камня, приплюснутый и взлохмаченный, почувствовал себя не парой такой красавице. Но Фея это дело быстро поправила, преобразив  Лешего прямо на глазах.

— Я вспомнила! Я тебя всегда знала, мы целовались с тобой всю жизнь! И она обхватила голову волка и стала целовать его.

Пока шли поцелуи, от которых у Волка голова пошла кругом и поплыли ноги, он уже превращался в Фея, сбрасывая шкуру.

Когда Фея Чудес открыла глаза, она поняла, что ее целуют губы Фея Добра, того самого, с кем они всю жизни целовались и любили друг друга очень сильно и глубоко, очень нежно и страстно.

Она вспомнила, и он вспомнил, как жили вместе, как влюбились впервые».

Нов и многообещающ раздел – «ГИПНОТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ». Это уже изобретённый писательницей жанр.
Для детей, так как действующие персонажи там Цыплёнок и Утёнок. «Вы знаете, что такое гипнотические сказки? Это такие, которые приносят удачи, радость, успехи, счастье, трансформации, бывает, что это – изменение отношения к себе так, как надо. Бывает, что это изменение отношения к кому-то или к чему-то, но тоже так, как надо, как к радости и гармонии. Бывает, что это изменение событий жизни, но тоже так, чтобы стало больше радости и счастья, может, и денег, может, и больше любви. Очень многие из тех, кто знает, что такое гипнотическая сказка, заказывает ее за деньги, просит индивидуальную сказку себе. Это счастье, что так повезло! – загипнотизировать детей, вообще людей, – на добро».

СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (занимают третью треть книги). Очаровательная сказка «Дюймовочка и внучка» – Дюймовочка на новый лад. Очень подробно и оригинально – Ах! Дюймовочка постарела, она стала бабушкой – семья жила вполне «по-человечески», но внучке, всё же, удалось с помощью волшебного отвара незаметно для неё самой омолодить бабушку до своего детского возраста. И что из этого в семье произошло. Да мы, бабушки, и в самом деле не стареем ничуть – доказано в этой сказке.
СКАЗКА «Серый волк и Фея чудес» – сказка, в которую вплетены шёлковые, отливающие ранним солнечным светом, строки-ленты любви.
«Сегодня в лучах восходящего солнца, на поляне увидела, как два камня выросли из земли…. Сначала я думала, что это грибы растут, а они все выше и выше. Удивление мое возросло, когда я к ним подошла.

Камни излучали тепло. Милый, я думаю, что это привет мне от тебя. Два живых камня. Поверхность камней гладка, а на них застывшие воздушные пузырьки, как наши чувства. Милый, вместе с тобой хочу я на камнях полежать и понежиться, ты на своем, а я на своем.

Нежное дыхание камней давай послушаем в созвучии наших мыслей жизни…

…Такой шепоток услышал серый волк. Вернее, он был почти белый, то ли сед, то ли от природы… а шепоток, что тоже вернее, был не совсем шепоток, а, скорее, плач, отдельные фразы, словно из-за камней-валунов, что тут лежат.

— Эй, кто тут? — спросил Серый волк.

— Это я, Фея чудес!..
… В это время древний Кедр думал о том, что пора расколдовать Волка, он, ведь, по природе Фей. Пора, потому что он научился быть добрым, научился быть независимым, в общем, черты людей обычных, не умеющих выбирать нужные убеждения и чувства, от него ушли. Стал безопасным».
Всё творчество Валентины Мельниковой – одним словом и направлено на то, чтобы сделать мир безопасным. Её заветная цель БЕЗОПАСНОСТЬ МИРА.

ГИПНОСКАЗКА «Алхимия любви». Король выдавал свою дочь замуж. Он устроил рыцарский турнир. Но победил безоружный, без доспехов – юноша, который совершил вроде простой, но трудный поступок. Вот как было дело:
«Король ответил рыцарю, что, раз нет доспехов, то как же он будет выступать. И в этот момент у дочери царя упала ваза. Рыцарь подскочил и успел вазу спасти. (Случаются ж для любви разные обстоятельства!) Дочь царя улыбнулась и посмотрела так, что рыцарю показалось, что он утонул в ее взгляде. В общем, в одно мгновение он понял, что теперь день и ночь он будет думать только о ней, об этом, ловить каждое слово ее, любить всем сердцем своим».
«Жанр гипнотической сказки отличается от обычной» – пишет Валя. «Эти сказки имеют свои волшебные хитрости. Главное, на что они рассчитаны, так это на успехи в том, о чем мечтает человек. А мечтать можно о разном, так ведь? Вот и делятся люди о разном, удивляя меня, как автора, тем, насколько же разнообразны мечты. Кто о замужестве вдруг,  кто о том, чтобы поправилось здоровье, кто о деньгах или о повышении зарплаты, кто о том, чтоб кем-то стать по профессии, а кто о том, как научиться навыкам обаяния в речи».
Обо всём этом подробно, не проскальзывая ничуть, как это делают иные авторы, повествует нам Валя. Своими колдовскими цепкими красками рисует жизнь, наполняя весёлой пестротой и ласковостью наши души.
Гипнотическая сказка имеет совершенно удивительные свойства, рассказывает Валентина. Она помогает даже в тех темах жизни, улучшая и налаживая, о каких, судя по сюжету, даже и не подумаешь. 🙂 «Например, приобретавшие ее у меня хотели налаживания отношений и любви, а вместе с этим у них вдруг налаживалось здоровье. Или, желая приобретения чего-то материального, не буду говорить, чего именно, начинали вдруг получать гораздо больше денег. В общем, я думаю, что сказка, написанная в очень удачном моем состоянии, дает больше лучшего, чем человек может подумать. А, может, еще какие-то влияния, а, может, на нее загадывали что-то особенно хорошее в хорошем состоянии души… Впрочем, и другие сказки тоже удивляли эффектами. Кто знает, какие подсознательные процессы включаются в людях и на что!»

ЕСТЬ ЕЩЁ ТЕМА, очень волнующая Валю – писательницу, актрису, бабушку – это Родитель и его Ребёнок. Метафорически, волшебным образом в сказке «Абсолют Ло»
рассказывает она о том, что Родитель – это художник, а Ребёнок его – на самой картине. Значит, судьбу рисуют родители. Насколько самоотверженно, насколько внимательно они это делают? – спрашивает женщина. – Так, как Давид спрашивает у Бога (8-ой псалом):
«Гляжу я на перстов Твоих изделье –
на солнце.., месяц… Но спрошу Тебя:
чтό человек в любой Твоей затее?,
не позабыты ли Тобой, на деле, –
он и его дитя?.. Он… и дитя..?»
Но вот ребёнок с картины – подрос, выскочил с холста и сам стал рисовать. Дети стали смывать былые родительские цвета с себя, отдирать застаревшие краски. Тогда родители стали рисовать… «стихи, внуков, скалы, водопады, рисовать то, на что раньше и взгляд их не падал», стали рисовать жизнь. А дети – своих уже детей…
Мастера… Мольберты…

Почем эта мазня? — спросил вдруг откуда-то появившийся ДрекАн.

— Не продается и не меняется, — ответили хором мастера.
— Меняю на литр краски в радужьем перламутре и новый мольберт каждому.

— Да мы тут жизнь рисуем, ею народу жить на земле! Есть ли что поважнее этого?! — воскликнули мастера… — Да! Жизнь предстоит интересная на Земле! Веселая! Типажик еще тот свалился на землю поколобродить жизнь! Жаль!

Жаль, вот, нехотя прощается с нами Валя Мельникова, говоря:
«До встречи в следующий раз, в следующей книжке! Ну, и удач нам! Оказываться у самых лучших…, с самыми лучшими…, в самом наилучшем…, для дальнейшего всего самого лучшего!»

Отзыв Веры Горт на книгу Валентины Мельниковой «Репка на новый лад»: 1 комментарий

Обсуждение закрыто.