Благоговение, господа, благоговение!

 

«Театр Дождей» глазами зрителя

Вероника Родкевич.

«Свифту» — 30!

Господа! 10 февраля 2018 года в жизни нашего города произошло знаменательное культурное событие. Спектакль Театра Дождей «Дом, который построил Свифт» отметил свое тридцатилетие.

Когда другие театры проводят подобные торжества, они могут пройти незамеченными , но когда празднует юбилей такая мощная постановка, как «Свифт» — мысли и образы летят в разные стороны и театр превращается в сумасшедший дом, куда со всех сторон устремляются зрители, которые или уже «тронулись», или им это ещё предстоит! И продолжается эта эпидемия безумия 30 лет!

Честно говоря, трудно вспомнить постановки, существующие столь длительный срок! Век театрального спектакля, особенно в наше время, недолог. Поэтому цифра 30 внушает благоговейный трепет. История спектакля «Дом, который построил Свифт» богато насыщена самыми разными событиями. Да и может ли быть иначе! Ведь Свифт – был гениальным безумцем, и спектакль о нем – это тоже гениальное безумие, которое и сегодня остается уникальным явлением театрального искусства.

«Позвольте! — скажете вы , — но ведь самому Театру Дождей ещё нет 30 лет, как же спектакль может быть старше театра?»

Может, господа, может! Более того! У «Свифта» есть не только история, но и предыстория. В 1985 году двадцатисемилетняя Наталья Васильевна Никитина , будучи в театре «Суббота», занималась восстановлением старых постановок художественного руководителя этого театра Ю.А.Смирнова-Несвицкого и только мечтала о своем первом самостоятельном спектакле. В это время подруга из Москвы привезла ей очередной номер журнала «Театр», где была напечатана пьеса Григория Горина «Дом, который построил Свифт». » Пьеса потрясла будущего режиссера и естественно, она тут же захотела её ставить, но был маленький нюанс — под самим произведением шел текст – «подвальчик» от Марка Захарова, где он говорил о том, что снимает фильм, причем в большой борьбе с драматургом, так как тот думает, что написал серьезную пьесу, а Марк Анатольевич хочет веселый фильм. Тогда Наталья Никитина решила подождать выхода фильма, и обратилась к «Чайке» Чехова, которая и стала её первой режиссерской работой.

Однако время шло, а обещанного кино всё не было, и молодой режиссер вместе с группой единомышленников решили на свой страх и риск всё же приступить к «Свифту». Но не успели они начать репетиции, как долгожданный фильм Марка Захарова наконец- то вышел на широкий экран. Узнав об этом, у Натальи Васильевны опустились руки , мол, «Ну, куда там, после Захарова!», но посмотрев кино она поняла, что и взгляды, и восприятие, и понимание образов, и даже идеи у неё с Марком Анатольевичем абсолютно разные. Захаров сделал фильм не о том, о чем хотелось бы сказать ей, а значит она смело может ставить своего «Свифта».

Наталье Васильевне удалось собрать очень мощную постановочную команду, и началась подготовительная работа. Были трудности и остановки. Очень долго бились над сценографическим решением. Надо было придумать, каким образом лилипут будет залезать на чашку, ведь зеркало сцены ограничивается потолком. Решение всё не находилось, и Наталья Васильевна не могла приступить к репетициям. Но вот однажды художник Мария Смирнова-Несвицкая сказала: «А почему он падает в чашку, а не чашка поднимается на него»? После этой фразы создателей «Свифта» осенило и был придуман главный элемент сценического оформления,  «ловушка», которая по ходу спектакля могла несколько раз трансформироваться из одного образа в другой и при этом нести основную смысловую нагрузку .

А дальше пошло как по маслу. Были выстроены режиссерские ходы, просчитаны актерские перемещения, хореограф Сергей Меркулов придумал медленный пролог, где в форме пантомимы за 8 минут показывают практически весь спектакль, подобралась сильная актерская группа. И благодаря единомыслию создателей , через год, а именно 23 января 1988 года декан собора св. Патрика мистер Джонатан Свифт впервые пригласил гостей отпраздновать свои поминки на сцене театра Суббота в ДК Пищевиков.

Зрители были в шоке! Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы! Чтобы в одном сценическом действе смешались все жанры, переплелись в причудливом сочетании драма и фарс, фантасмагория и мистерия? Такого никто и никогда не видел! Об этих темах только начинали тогда говорить. После премьеры некоторые критики высказали мнения, что на режиссера Никитину оказала воздействие книга Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», ведь светящийся коридор, куда уходит Свифт – это точь в точь иллюстрация этого произведения. И каково же было их удивление, когда выяснилось, что Наталья Васильевна не читала эту книгу, а пространственно-временной туннель из этого мира в тот она просто «увидела». А может это сам декан молча сказал ей об этом?

Премьера прошла успешно , казалось, «Свифта» ждет счастливая , долгая жизнь, и сначала все было хорошо. Меньше чем через год после премьеры «Субботу» пригласили на гастроли в Болгарию. Кроме трех спектаклей руководителя Ю.А. Смирнова-Несвицкого в эту поездку взяли и «Дом, который построил Свифт» Н.Никитиной. И на долю «Свифта» выпал самый большой успех.

Зрители дружественной страны приняли спектакль на «ура!» Первые аплодисменты раздавались на сцене лилипутов, а в финале зал аплодировал стоя 15 минут без перерыва. Актеров в буквальном смысле носили на руках, и после первого спектакля некому было собирать декорации, так как гостеприимные болгары растащили всех исполнителей по своим домам. «Свифт» покорил Болгарию, и в каждом городе русских актеров ждал горячий прием! А на прощание организаторы сделали гастролерам из России подарок и привели их в книжный магазин, где продавали книги на русском языке. У ребят захватило дух от тех сокровищ, что они увидели. Собрания зарубежной фантастики, толковые словари, двухтомник «Мифы народов мира». Обо всем этом у нас тогда можно было только мечтать!

Согретые таким особым искренним отношением принимающей стороны «никитинцы» возвращались из Болгарии с полными чемоданами книг и светлых радостных впечатлений. С надеждой смотрели они в будущее, которое, казалось, не предвещало ничего плохого.

А вскоре после возвращения из Болгарии «Свифт» умер. Это произошло в то время, когда Наталья Никитина с группой единомышленников решились всё же покинуть театр «Суббота». Ушли они с пустыми руками, так как все декорации, реквизит и костюмы являлись собственностью «Субботы».

А напоследок сыграли «Свифта». По словам Натальи Васильевны это был спектакль, насыщенный и раздираемый самыми противоречивыми эмоциями, потому что одни актеры уходили , а другие оставались, и это невольное противостояние ощущалось в атмосфере того заключительного спектакля. Когда в финале Свифт говорил: «Сегодня я умру в последний раз», — создатели и актеры еле сдерживали слезы. Ведь они думали , что «Свифт» в самом деле покидает их навсегда.

Но не таков наш декан, чтобы взять и умереть так просто и невыразительно!

И в один прекрасный день у дверей молодого Театра Дождей вдруг появился «субботовец» Костя Хабенский с огромной железякой в руках, в которой удивленные «дождевцы» узнали самый большой круг, что был в основании ловушки из «Свифта». Оказалось, что в «Субботе» решили собрать все свифтовские декорации и выбросить этот ненужный «хлам» на помойку. Оттуда Костя и извлек эту деталь реквизита, и дружески настроенный к ребятам из Дождей решил притащить этот круг им. И не напрасно ныне народный артист волок громоздкую железку от улицы Правды до Фонтанки! Факт обретения того, что казалось было утрачено и похоронено навсегда, подействовал на Наталью Васильевну и её команду вдохновляюще! Это кольцо вернуло им надежду, что «Свифт» умер в первый, но не в последний раз! Идея восстановить спектакль завладела их сердцами. Они поверили, что это возможно.

Так и получилось. В 1992 году на фестивале « Зимний Авиньон» Джонатан Свифт опять звонил в колокол и собирал безумных. На этот раз в Доме Актера, где проходил международный фестиваль. И «Свифт» в тот раз был международным. Роль гостя из будущего–лапутянина играл самый настоящий американец. Он говорил на английском языке, и с ним был переводчик, который переводил все реплики лапутянина в лучших традициях тогдашней озвучки импортных фильмов – противным и гнусавым голосом. А роль Некто играл Александр Маков, и он был признан лучшим актером второго плана.

Но воскрешение декана все же было временным. И после фестиваля «Свифт» умер во второй раз. Наталья Васильевна не могла решиться на полноценное восстановление, потому что ей всё ещё было непонятно – как впихнуть спектакль космического масштаба на крохотную сцену Театра Дождей.

А потом наступил 1997 год и на Фонтанку , 130 пришли судья и констебли с судебным постановлением о выселении Театра Дождей из занимаемого ими помещения. Театр находился на краю гибели, всем было очень страшно, и чтобы её ребята не испугались окончательно, режиссер решила отвлечь их творческой работой. И это конечно был «Свифт». Так, 28 мая, после долгого и продолжительного отсутствия «Дом который построил Свифт» опять вернулся в репертуар Театра. И все проблемы оказались разрешимы. Театр сохранил свой дом и заново воскресил «Свифта».

Играли его на своей сцене, на Фонтанке, 130. Начинался спектакль на улице, где среди ожидающих у входа зрителей вдруг появлялись йеху — странные создания с устрашающими и тупыми физиономиями, а потом и Доктор Симпсон в дорожном камзоле и с чемоданчиком в руке подходил к ожидающим зрителям с вопросом :«Эй, господа, скажите, что случилось?» Стихотворный пролог доигрывали у входа, и только когда появлялся Патрик с сообщением, что мистер Свифт приглашает гостей на свои поминки, зрители заходили в зал и действие плавно перемещалось на сцену.

«Свифт» взрослел и рос, с каждым разом он, подобно великану Глюму, становился всё больше, в нем открывались новые смыслы и новые истины, и всё это еле вмещалось на маленькой сцене родного Театра.

А вскоре, в 2000 году в его жизни произошло очень важное и знаменательное событие. Слух о чудачествах декана дошел до Москвы, и в мае «Свифт» поехал в столицу. Там произошла историческая встреча автора пьесы и его детища. В театр Эрмитаж, где на этот раз Свифт построил свой «Дом», пришел сам Григорий Горин! Встреча принесла и Дождям, и Григорию Израилевичу взаимную радость . Посмотрев спектакль, Горин встретился с артистами и режиссером, сказал им много добрых и теплых слов и признался, что впервые увидел свою пьесу поставленной так, как он её писал. А может ли для Театра быть выше похвала, чем признание драматурга!

Из Москвы вернулись окрыленные. И стали искать в городе пространства , где можно было бы устроить сумасшедший дом с большим размахом. Тем более, что число желающих стать гостями мистера Свифта росло и росло.

Но декану собора св. Патрика как-то не очень везло в этом деле. Только он начал строить свой «Дом…» в ДК Первой пятилетки, как власти решили сломать «первую пятилетку», дабы построить на этом месте вторую Мариинку. Попробовали играть в Театре Эстрады. Но во время спектакля из гримерок таинственным образом исчезли наличные деньги, вещи и мобильные телефоны артистов. По всей видимости, это были проделки местных йеху.

Одно время играли его на малой сцене театра Ленсовета, пока её не закрыли на ремонт.

Сделали попытку показать спектакль на большой сцене Молодежного театра, но и этот эксперимент не был удачным, так как «Свифту» нужно было единое пространство для актеров и зрителей, а наличие сцены, как таковой, не давало надлежащего эффекта.

«Свифту» ничего не оставалось, как вновь вернуться домой, на Фонтанку, 130. Но и здесь в скором времени начались трудности. У Дождей появился «замечательный сосед», который начал борьбу с театром, всеми доступными ему способами. Выполняя различные требования и постановления, которые как снег на голову посыпались на Дожди из всевозможных инстанций, Театр вынужден был начать ремонт и сделать звукоизоляцию. В результате потолок опустился на 40 см и лилипут Флим, забираясь на чашку, упирался в него головой. Играть «Свифта» было нельзя.

Но тут светлая мысль пришла актеру Театра Александру ИвАнову. Он предложил перенести спектакль не на большую, а на малую сцену Молодежки. Ведь именно там существует необходимое для «Свифта» единое пространство для всех. «Свифт» переехал, и с первого же показа появилось ощущение, что он как будто всегда там был и эта сцена просто создана для него. С тех пор наш декан устраивает свои поминки довольно часто к радости всех гостей, которых, как уже было сказано с каждым разом становится все больше и больше! И вот так этот уникальный спектакль дожил до своего тридцатилетия.

В чем причина его уникальности? – спросите вы. В ряду замечательных постановок Театра Дождей у «Свифта» свое особое место. Это мистерия, господа! Это настоящая мистерия. И воспринимать «Свифта» обычным бытовым сознанием так же бессмысленно, как ловить шмыгающих лилипутов. Ведь в погоне за маленьким, мы можем не заметить большого, и упустить самое главное. По словам Натальи Васильевны , «Свифт» напоминает матрешку. Открываешь один смысл, а в нем – второй, потом –третий, четвертый, пятый и так до бесконечности! Но!

У «Свифта» есть ещё одна особенность. Да, он сложен и многогранен, и способен заморочить любого зрителя, но при этом удивительно прост. Ведь вас, господа, не заставляют разгадывать головоломки и мучиться вопросами , что означает тот или иной символ. Всё понятно , причем, понятно без слов, так как они, как известно, искажают смысл. Но и это ещё не всё. Я со всей ответственностью заявляю, что «Дом, который построил Свифт» является ко всему прочему культовым спектаклем. Да, господа, с ним надо быть очень осторожными, он способен оказать воздействие не только на образ мыслей и чувств, но и на реальную жизнь! Что? Вы мне не верите? Напрасно! Я ведь могу и доказать! У меня есть неопровержимые факты.

Вот история Бориса Григорьева. В начале 90-х годов этот молодой человек занимался неким бизнесом, который из-за положения дел в стране носил неясный характер. Но при этом ему хотелось чистого, светлого и прекрасного, и он решил попробовать свои силы на актерском поприще в Театре Дождей. Но сыграл Борис Григорьев только одну роль. В «Свифте» на фестивале «Зимний Авиньон» он выступил в образе рыжего констебля Джека. И что же! Встретившись с Некто, поговорив с ним и вспомнив свои прошлые жизни, этот молодой человек совершил решительный поступок и в корне изменил свою судьбу! Он оставил бизнес, покинул театр и стал священнослужителем.

Вам и этого мало? Хорошо! Вот вам ещё один яркий пример! В том спектакле, где Григорьев играл Джека , роль Некто исполнял Александр Маков. А у него со «Свифтом» свои, особые отношения. Двадцатилетним студентом горного института, Саша Маков пришел 23 января 1988 года в театр «Суббота», чтобы посмотреть премьеру спектакля «Дом, который построил Свифт». И всё! Молодой, впечатлительный, он сразу же попал под «пагубное» влияние декана! Ему разонравилось учиться в горном институте, и захотелось незамедлительно вернуться в этот безумный «Дом» но уже не зрителем, а непосредственным участником всех безобразий, что там происходят. С этой целью он пришел в «Субботу», куда был принят и в скором времени уже пополнил ряды «мерзких йеху»! И был при этом, по собственному признанию, безумно счастлив.

Из спектакля в спектакль он учился и рос, и дорос до ролей Губернатора и Некто. А потом играл, играл и доигрался до самого доктора Симпсона! В тот год, когда Саше Макову исполнилось тридцать, он вошел в дом декана как врач-психиатр. И уже 21 год пытается лечить своего гениально-безумного пациента.

И Маков такой не один! Отнюдь!

В тот вечер, когда он сидел в зрительном зале, восторженно аплодируя и крича «браво» , Саша ИвАнов уже поселился в доме декана в качестве йеху. И в течение первых трех пятилеток он пережил в «Свифте» несколько полупревращений, побывав судьей, и пришельцем из будущего.

Но всё это закончилось, когда в 2003 году ИвАнов впервые примерил ливрею Патрика. Роль дворецкого так ему подошла, что Патрик-ИвАнов, вот уже 15 лет в доме мистера Свифта готовит хозяину чай и терпеливо учит доктора Симпсона изъясняться мыслями. И надо сказать вам, господа, что дуэт этот неподражаем и представить сегодня других Симпсона и Патрика просто невозможно!

   

Но, если Маков с самого начала был настолько счастлив оказаться в этом сумасшедшем доме, что даже и не помышлял о какой-то конкретной роли, то у ИвАнова такие мысли были. Как признался сам актер, он все эти годы хотел сыграть великана Глюма.

Вы скажете – и что здесь такого? Роль великана как раз подходит самому высокому актеру Театра! Да! Но, «Дом, который построил Свифт» это не обычный дом! И в нем живут неодномерные люди. Великан Глюм «опустился» и стал человеком чуть ниже среднего роста. И эти великаньи мерки ИвАнову не подходят.А вот актер Валерий Саломахин вписался в них, ну прямо точь-в-точь. Поэтому Валерий Васильевич передал обязанности дворецкого Александру Юрьевичу, а сам подался в великаны.  Так же как и Иван Кожевников. Кожевников , подобно ИвАнову и Макову, прожил в доме Свифта все тридцать лет, переходя из образа в образ. Начал по традиции, с йеху. А его очень привлекала роль лилипута Флима . Но Ивану , несмотря на его просьбы, эту роль не предлагали.

И тогда Кожевников прибегнул к радикальному средству – он просто купил роль Флима у её исполнителя за 5 рублей. Надо заметить, что было это ещё в «Субботе», так как в труппе Театра Дождей подобные товарно-денежные отношения не практикуются. Добившись таким образом своего Иван, много лет играл лилипута . А вдоволь наигравшись, посидев немного в Опекунском совете, он так помудрел и вырос, что превратился ни много, ни мало в самого мистера Джонотана Свифта! Так что, ничего удивительного, что побывав лилипутом, господин декан захотел стать и великаном.

А вот другой актер, Анатолий Рычагов, как тридцать лет назад вошел в «Дом» в образе Свифта, так и остается в нем до сегодняшнего дня. И тоже можно сказать, что роль декана собора св.Патрика просто создана для него. Ведь даже внешне Свифт Рычагова похож на свой портрет. Я имею ввиду портрет Джеферсона из Национальной галереи.

   

Так же и Елена Сапронова, появившись в «Доме» как Ванесса, стала постоянной подругой нашего декана и все тридцать лет вела его обширную переписку и следила за порядком. Чего не скажешь о второй возлюбленной мистера Свифта – Эстер Джонсон, которую он называл Стелла.

   

Стелла все эти годы не отличалась постоянством облика, и многие прекраснейшие женщины Театра Дождей вешали в доме занавесочки в горошек и приносили декану полевые цветы. Среди них Марина Финоженкова и Настя Никитина. Причем именно «Свифт» сыграл в судьбе Насти решающую роль. Она призналась, что до того, как увидела этот «Дом…» искусство перевоплощения её не очень интересовало, но , посмотрев «Свифта» и попав под влияние декана, она пришла всё же в студию Театра Дождей, чтобы стать актрисой. Многие годы она играла Стеллу, а в последнее время решила превратиться в Ванессу. Поступок вполне в духе Свифта!

А новой Стеллой недавно стала Ксения Розова. Но даже эти прелестные девушки, как и другие участники спектакля – Н.Лосев, И.Божко, А.Шведов, Д.Авдеев, Д.Аксенов,И.Гехтман , не миновали участи побывать в шкуре йеху.

Кто же это такие? – спросите вы. Что это за создания, с чьих образов рано или поздно все актеры Театра Дождей начинают жизнь в доме Свифта? Это человекоподобные существа, описанные Свифтом в четвертой части Путешествий Гулливера. Как говорит наш декан – «человек – существо восприимчивое к разуму». А йеху – это как раз те, что остались глухи к голосу разума. Их ничто не волнует , ничто не может растормошить. Они хотят только хлеба и зрелищ! И им все равно что прольется , клюквенный сок или настоящая кровь.

И вот эти то примитивные, грубые, не облагороженные духовностью создания, поселились в «Доме, который построил Свифт» как класс тараканов и все тридцать лет отравляют жизнь его обитателям . Сидят во всех щелях! Заполняют все дыры! В окна заглядывают! В двери лезут! Причем, размер популяции этих существ все время менялся, в зависимости от того, где устраивал декан свои очередные поминки. К сегодняшнему дню поголовье йеху уже перевалило за 20! И в этом главная заслуга принадлежит режиссеру. Когда «Свифт» переехал на малую сцену Молодежного театра, оказалось, что количество этих особей сильно сократилось за время пребывания спектакля на Фонтанке, 130. Наталья Васильевна кинула клич – Все в йеху! В результате чего не только все молодые и незанятые актеры превратились в эти отталкивающие существа, но и представители других служб Театра, включая администратора!

 

Представляете, какой сумасшедший дом происходит каждый раз на малой сцене Молодежки, когда идет спектакль! Зрители и 14 основных героев Свифта просто затерроризированы огромным стадом йеху! Количество участников спектакля перевалило за 40 человек, и основную часть составляют йеху.

Не было в них недостатка и на юбилейном спектакле. Да и вообще, надо сказать, что поминание 10 февраля прошло особенно бурно. В этот день было сделано много полезного. Состоялась часовая пресс –конференция, где режиссер и ведущие актеры Свифта рассказали много интересного, открылась выставка « 30 лет без лишних слов», где на трех стендах представлены фотографии разных периодов жизни Свифта, среди которых много раритетных, и даже выдержки из режиссерской тетради Натальи Васильевны.

Выставка находится в фойе Большого зала и вы, господа, можете прийти и ознакомится с ней в течении месяца. Ну, а в шесть часов, когда прозвенел третий звонок и всех зрителей пригласили в зал , началось самое интересное. Сам юбилейный спектакль. Прошел он, надо сказать, великолепно! Все зрители и гости увидели, что «Дом» находится в отличном состоянии, а все его жители , и конечно сам Джонатан Свифт пребывают в прекрасной творческой форме. И в ближайшие два столетия окончательно умирать никто не собирается. Так что, господа, в скором времени вам опять предоставится возможность отпраздновать очередные поминки и тогда вы убедитесь, что мой рассказ – это чистая правда!

  

 

Ну а в заключение хочу сказать, что и на этот раз не обошлось без розыгрыша и мистификации. Наш дорогой декан, вместе с доктором Симпсоном и Патриком, решили обмануть уважаемую публику, искусно притворившись своими фанерными двойниками. Перед началом спектакля, во время антракта и после представления доверчивые люди с удовольствием фотографировались с любимыми героями. Правда, были зрители, которые зная характер декана, заподозрили неладное. Но и они не стали приставать к «Патрику» с дурацкими вопросами, заметив как в его «ненастоящей» руке чуть подрагивает чайник с кипятком.

 

Продолжение цикла: 29-й сезон Театра Дождей: время «больших и малых юбилеев»