«Чайка» и «Три сестры» в Театре Дождей

lp7vtfnchr8Вероника Родкевич. Театр Дождей глазами зрителя

У каждого из нас свой Чехов. Для большинства, к которому, к сожалению, долгие годы относилась и я , Чехов  — это «хрестоматийный классик» , многословный и скучный, чьи произведения нам усердно «вдалбливали» в различных учебных заведениях. А как известно, слишком усердное «вдалбливание», как правило, приводит к результату противоположному. И поэтому у многих не возникает желания перечитать Антона Павловича, и он остается просто фамилией из антологии русской литературы.

Для других Чехов — благодатный материал для самореализации, классик, произведения которого можно интерпретировать как душе угодно и многие наши театральные деятели именно этим и занимаются.  В этом плане Антону Павловичу «повезло» больше остальных классических драматургов. «Чайка», «Три сестры»,» Дядя Ваня» и «Вишневый сад» —   эти пьесы чаще других используют некоторые  режиссеры  для представления  «новых форм» и различных театральных экспериментов. И нередко делают это так, что напрочь убивают в зрителях не то что любовь и уважение, а любые положительные чувства и к произведению, и к драматургу.

Недавно прочла интервью с Андреем Кончаловским, в связи с показом на сцене Балтийского дома его «чеховской трилогии», в котором он говорит, что гений сегодня тот, кто в давно известном и знакомом произведении находит и вытаскивает то, что до него никто не видел…

Если принять эти слова мэтра, то можно сказать, что театральное пространство сегодня просто переполнено большими и малыми «гениями». Причем,  переполнено  настолько, что увидев в афише того или иного театра название классического произведения, люди боятся покупать билеты, опасаясь попасть на очередное вИдение очередного «гения».

Поэтому я считаю, что нашему Санкт-Петербургу очень повезло, ведь именно у нас  есть Театр, где Чехов занимает особое место в репертуаре, где спектакли по пьесам  Антона Павловича идут десятилетиями, где любовью, уважением и беспредельным восхищением к драматургии  пронизаны все постановки и это неизменно чувствуют зрители, с удивлением открывая для себя, казалось бы,  давно знакомые вещи.

На собственном опыте я узнала и говорю с абсолютной убежденностью: если хотите  понять и полюбить  Чехова — идите в Театр Дождей. Ведь здесь ставят и играют именно Чехова, а не вариации по мотивам, где Аркадина садится на шпагат, Яков показывает публике голый зад, а Тригорин скачет козлом. Здесь и режиссер, и актеры любят искусство в себе, а не наоборот.

Художественный  руководитель и главный режиссер Театра Дождей  Наталья Васильевна Никитина объясняет свою творческую принципиальную позицию так — «Я беру хорошую драматургию. Я же не идиотка предполагать, что я умнее Чехова или Горького. Все, что режиссер переделывает под себя, в итоге получается хуже того, что написал классик. Счастье — дотянуться до уровня великих….  Важно следовать за мыслями автора, тогда и мои мысли становятся выше… Мне близок театр, который позволяет мне хоть несколько часов прожить в мире высоких мыслей и прекрасных чувств, в нем я отдыхаю душой и набираюсь сил, чтобы жить дальше в нашем несовершенном мире и пытаться изменить его к лучшему. Как зритель, не приемлю в театре мат и грязные выражения, голых на сцене, пошлость и “физиологию”. Не приемлю, когда “переделывают” классику, и дело не в старых и новых формах, а в изменении самой сути произведения…»

Антон Павлович Чехов для Натальи Васильевны автор №1:»«Той высоты духа, того внутреннего полета, который дает Чехов, наверное, не дает ни один драматург».

Поэтому её первой самостоятельной работой стала «Чайка».

«Этот спектакль был моим режиссерским дебютом, именно как режиссера-постановщика, — говорит Наталья Васильевна о «Чайке», — меня много раз спрашивали, как я решилась на постановку такого спектакля, и, оглядываясь назад, я понимаю, какое это счастье – безответственность и смелость молодости. Просто мне бесконечно близка была эта пьеса, тогда, 30 лет назад, для меня она была «про любовь». Наверное, потому, что этот спектакль о Любви, а любовь вечна, он живет 30 лет и не устаревает, продолжает волновать и трогать зрителей».»

«Чайка» стала настоящим открытием и духовным потрясением и для меня.  Удивительный, пронзительный, отчаянно искренний  спектакль, завораживающая постановка. До того, как я её увидела, Чехов казался мне скучным, многословным, и каким-то пафосным. «Это не мой автор!» — так я решила после «Трёх сестёр» в Малом драматическом.

Но  Театр Дождей открыл мне иного   Чехова. Его глубину и лиричность, тонкий психологизм и сарказм. Ведь «Чайку» по жанру Антон Павлович определил как комедию. В этом горькая ирония автора. Да, в спектакле есть над чем посмеяться. Но это смех сквозь слезы. Потому что по сути  это драма.  Драма о любви. Но любви не животворящей, не созидающей, нет, это о любви жестокой, разрушающей жизни, отнимающей надежду. Ни одного счастливого героя в «Чайке» нет, и каждый герой несчастен по-своему. А погубленная Костей  чайка становится символом разбитого  счастья и убитой души каждого персонажа.

«Чайка» поставлена в лучших традициях русского психологического театра. Но, думаю, даже сторонник «новых форм» Костя Треплев не назвал бы Театр Дождей «рутинерами». Традиция здесь сочетается с интересными и неожиданными режиссерскими решениями, смелыми образами, которые  дают ощущение свежести и незаштампованности этой постановки. Но все средства художественной выразительности :  декорации, сценография, костюмы, свет, музыка и конечно искренняя до слёз игра актеров,  служат не для того, чтобы притушить мысли и идеи автора, выдвигая на первый план свои собственные, а наоборот, чтобы раскрыть замысел Антона Павловича Чехова  во всей его красоте и глубине.

dxknjbmffbm

«Чайку» Наталья Никитина впервые поставила на сцене театра «Суббота» в мае 1986 года. И  в мае нынешнего 2016 года Театр Дождей праздновал тридцатилетний  юбилей этого спектакля.

Семен Яковлевич Спивак , главный режиссер Молодежного театра , посмотрев юбилейную «Чайку», назвал её «удивительно чистой» , сказал, что «четвертый акт просто шедевр» и похвалил за великолепную игру актеров, подаривших  незабываемые эмоции и впечатления!

А когда на поклоны  Наталья Васильевна пригласила на сцену всех, кто участвовал в спектакле, кто помогал создавать его, то маленькая сцена Театра Дождей не смогла даже вместить такое количество людей!  Ведь за эти годы в актерском составе спектакля было  семнадцать  Яковов, одиннадцать  Маш, девять Шамраевых, семь Треплевых и Медведенко, шесть Нин Заречных и Сориных, пять Тригориных, четыре Дорна, три Полины Андреевны. Но есть и исключения. Это роль Аркадиной. Её все 30 лет играет одна актриса.

8ko814u8esk

«Многое менялось в спектакле, но хочется отметить то, что остается неизменным, это исполнительница роли Аркадиной, Елена Петровна Сапронова. Когда я в 86-м году посмотрел этот спектакль, сразу влюбился в нее, и это был один из тех моментов, которые меня сподвигли в сторону моего театрального существования» — рассказывал на пресс-конференции посвященной юбилею «Чайки» один из ведущих актеров Театра Александр ИвАнов.

csem0wa5p7o

Сам он  играет в «Чайке» Костю Треплева и потрясающе создает образ человека, который находится в мучительном поиске смысла, человека незаурядного и талантливого, но непонятого и отчаявшегося. Противоречивый, отчаянно-острый, болезненно самолюбивый и  неприкаянный. Именно тогда, когда я увидела его Костю Треплева, с мокрыми волосами, который с каким- то безнадежным отчаянием кинул убитую птицу под ноги Нины ,  я поняла почему он погубил эту несчастную чайку…

Интересно то, что роль Кости Треплева попала к Александру почти случайно , о чем он также  рассказывал на пресс-конференции.  ««Спектакль был в субботу, а в четверг шел прогон. И вот – первое действие репетирует Саша Маков, второе действие – Саша Маков, третье – Саша Маков. Я сижу и смотрю. И когда время подходит к четвертому действию, Саша говорит, что он не помнит его. Наталья Васильевна спрашивает меня: «Иванов, ты текст помнишь?» Я: «Помню!» И я начал репетировать, в пятницу был прогон, а в субботу – уже играл в спектакле. Вот так я попал в «Чайку».3htndwv_wfw

В другом составе роль Кости Треплева сегодня играет тоже очень талантливый актер  Илья Божко. «А я попал в «Чайку», когда мне было 17 лет, конечно, на роль Якова. Для меня это было колоссальным событием, я был счастлив, даже оставил запись в своем дневнике: «Я в «Чайке»!» Четыре года я играл эту роль, а в 21 год Наталья Васильевна мне сказала, что у меня есть 10 дней, потом я буду играть Треплева. После премьеры я еще двое суток не мог вернуться в реальность, т.к. Треплев – это был для меня предел мечтаний» — рассказывал Илья.

Его Костя совсем другой. Он более юн, он максималист, верит в свою исключительность , он капризней и эгоистичней.  В одной критической статье об этом образе писали —  «.. Он занят только собой, своими чувствами, своими переживаниями. Одухотворенный, импульсивный, красивый…»

И это  ещё одна удивительная особенность  Театра Дождей — когда смотришь один спектакль в разных составах, видишь совсем разные спектакли! И зритель может сам выбрать, какой образ ему ближе. Так для  меня, например, в «Чайке» с ИвАновым, самой Чайкой был Костя, а в варианте с Ильей это всё же  Нина Заречная.

uxiedccryiwyrnmclmu2do-1

Нину Заречную сегодня в одном составе играет Анастасия Никитина. У неё тоже есть своя история, связанная с «Чайкой»: «…На первом курсе у нас было задание, написать письмо себе в будущее, когда мы будем учиться на четвертом курсе. Я написала его и куда-то отложила, даже забыла о нем. В конце четвертого курса оно мне попалось, я его распечатала, и там написано: «Хочу играть Нину в «Чайке». Нину я играла уже с третьего курса, так что мечта сбылась». »

И это не только счастье актрисы, но и наше зрительское счастье. Представить себе другую Нину Заречную, кроме Насти, я, например, не могу.

Все актеры играют, как дышат, это всегда до озноба, до мурашек.  Такая игра  заставляет зрителей забыть об ощущении времени и почувствовать себя  в другом пространстве, в пространстве соучастия.

Одна добрая подруга однажды проводила собственное «тестирование» . Она пересмотрела всех «Чаек», а их немало, которые идут в наших театрах, включая антрепризные. Но когда увидела «Дождевую» Чайку, то, по ее словам, поняла, что больше ничего искать не надо. Всё, что нужно было её душе, она нашла в «Чайке» Театра Дождей.

Об этом говорят и многочисленные отзывы. Вот некоторые из них: «.. Мне было трудно сдержать слезы: трагедия чеховской комедии дошла до самого сердца. Потрясение, которое так редко наступает в мире театрального Петербурга, ещё долго не забыть»…

«Была под сильным впечатлением, посмотрев «Чайку» в январе 2011. (После просмотра, осознала для себя значение слова «кАтарсис». ) Спектакль отточен до блеска. Актеры не играли, а проживали свою роль на сцене! Проникновенно и так по-чеховски.»..

Большое спасибо, Театр Дождей! Вы объяснили мне «Чайку»! Спектакль ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ! Я люблю вас! Чем дальше, тем больше :)».

В 2015 году со спектаклем «Чайка» Театр Дождей был приглашен на 15 «чеховский»  фестиваль «Мелиховская  весна». » Перед спектаклем, когда актеры были уже в костюмах, нас привели во флигель, где Чехов писал Чайку. Это единственное сохранившееся здание с чеховских времен, оно закрыто для широкого просмотра, туда не впускают, а нам открыли, провели отдельную экскурсию и после этого было совершенно удивительное ощущение полета, мы с этим чувством вернулись и все спектакли , которые после этого игрались, шли уже по другому, будто Антон Павлович вернулся с нами» — рассказывала Наталья Васильевна об этом событии в жизни Театра.

x_9c618ea0

А впервые в гостях у Чехова  Театр Дождей побывал в 1993 году  в Таганроге,  также как участник «чеховского » фестиваля. Со спектаклем «Три сестры». Это была вторая «чеховская «постановка Театра.

«Это мой любимый спектакль, потому что поставлен по любимой пьесе Чехова. И если «Чайка» претерпела перемены, ввелись новые актеры, то в «Трех сестрах» мне даже жалко менять что-то, и пока играем самым первым составом» — говорила про него Наталья Васильевна.  Премьера спектакля состоялась 20 мая 1991 года, а заключительный показ — в 2013 году. После этого спектакль был снят с репертуара по причине того, что «сестры выросли».

Мне не удалось увидеть «Три сестры» на сцене Театра вживую. Я, что называется, опоздала. Но по видеозаписи, которую Театр выложил на своем сайте, я поняла и почувствовала, что это не менее потрясающий и талантливый спектакль, чем «Чайка». И отзывы зрителей, которые «успели» говорят о том же. Вот один  из них:

x_dd481b08

«Актерская игра  была запредельной! С самого начала и до потрясающей финальной сцены зритель был погружен в мир чеховских героев, антракт казался досадным недоразумением. Целая жизнь от детской наивности до последнего отчаяния уместилась в какие-то три часа! Мудрая усталая Ольга, несчастная Маша, искренняя прекрасная Ирина, бьющийся в сетях никчемной жизни Андрей, чистый , удивительно правдивый Николай Львович Тузенбах,  какой-то беззащитно-трогательный Вершинин….можно перечислить всех…сказать, что играли потрясающе, значит, не сказать и половины…Слов не хватает, да они и не нужны, ибо это надо видеть своими глазами.»

Удивительно, но эта атмосфера» духовной акустики» , неподдельная и искренняя любовь к своим героям передается даже через экран! И я чувствовала это , когда смотрела видеозапись спектакля.

Сейчас  «Три сестры» в репертуаре нет, но Театр Дождей дарит надежду!  Наталья Васильевна, рассказывая о планах Театра на новый сезон, сказала, что  они надеются восстановить «Три сестры»! Спектакль,  по которому Театр очень скучает.

Если это случиться, то  нам будет предоставлена  уникальная возможность увидеть легендарную  постановку. И мечта многих зрителей увидеть «Три сестры» на сцене Театра Дождей  сбудется!

А в 2013 году, когда Наталья Васильевна и труппа  с сожалением  расставались  со спектаклем «Три сестры», другое их детище, так же поставленное по Чехову, уже родилось, жило и набирало силы. «Дядя Ваня» появился в 2012 году, и в этом театральном сезоне отметит свой первый юбилей — 5 лет.

Но об этом я расскажу в следующий раз.

Продолжение цикла: «Дядя Ваня» в Театре Дождей

«Чайка» и «Три сестры» в Театре Дождей: 1 комментарий

Обсуждение закрыто.