Гастроли Театра Дождей. 29-й сезон

Театр Дождей глазами зрителя

«Не приезжайте, а приезжаЕМ»

Вероника Родкевич 

Я продолжаю свой обзор самых интересных и значительных событий Театра Дождей 29 го сезона. И перехожу к такой немаловажной части жизни любого театра, как гастроли.

ГАСТРОЛИ.

Гастроли – это всегда отличная возможность для театра и мир посмотреть, и себя показать. Познакомить со своим творчеством новых зрителей, завести новые связи, наполниться новыми впечатлениями. А для ряда театров ещё и способ неплохо заработать.

Правда, положа руку на сердце, надо сказать, что с этой перспективной и выгодной стороной деятельности в Театре Дождей дела обстоят более чем скромно. Его не назовешь «активно гастролирующим». Скорее наоборот. Не может Театр Дождей похвастаться ни количеством поездок, ни обширной географией. За почти тридцать лет жизни все гастроли можно пересчитать по пальцам.

В 1993 году Театр Дождей в рамках первого чеховского фестиваля ездил в Таганрог со спектаклем «Три сестры». И практически все последующие гастроли были связаны с именем Антона Павловича Чехова. Больше всего в этом плане повезло самому юному «чеховскому» спектаклю «Дядя Ваня». Недаром в Театре его называют «наш путешественник».

Премьера состоялась 27 января 2012 года и уже в октябре 2012 года «Дядя Ваня» отправился в Крым, для участия в международном фестивале «Театр. Чехов. Ялта.» А потом Театр Дождей с «Дядей Ваней» был приглашен в Туркменистан на Второй международный фестиваль «Театральное искусство эпохи счастья», который прошел в Ашхабаде с 15 по 17 апреля 2014 года.

И наконец, в мае 2016 года он совершил ещё одно путешествие в Мелихово — чеховский уголок Подмосковья. Надо сказать, что Театр Дождей дважды принял участие в театральном фестивале «Мелиховская весна». Годом ранее, на 15 чеховский фестиваль Театр привозил «Чайку».

Единственные не чеховские гастроли состоялись в 2000 году, когда Дожди отправились в Москву со спектаклем «Дом, который построил Свифт» по пьесе Григория Горина.

И, наверное, символично, что спустя восемнадцать лет после московских гастролей, Театр Дождей вновь собрался в столицу, назвав свою поездку «Дни драматургии Григория Горина». Показать москвичам решили «Забыть Герострата» и «Поминальную молитву».

Эти гастроли чистой воды авантюра и всё получилось только благодаря энтузиазму и горячему желанию самого Театра, т.к. никакой финансовой поддержки эта инициатива не получила. Несмотря на это Дожди решили отправиться в Москву за свой счёт и все расходы, связанные с организацией быта взять на себя.

Также дело обстояло и с рекламой. Информационная поддержка была народной. Как в прежние годы. Благо, сегодня на смену «сарафанной почте» пришел интернет и теперь всё гораздо проще! На просьбу помочь любимому Театру с радостью откликнулись зрители , друзья и единомышленники. И эта рекламная компания дала свои плоды – на незнакомый в Москве Театр Дождей стали неплохо расходиться билеты.

И вот все бытовые проблемы были решены, чемоданы собраны и, оставив в театре за главного кота Федора, Дожди отправились в столицу.

Конечно, волновались все! И актеры, и зрители. Ведь у наших городов разные «ментальности» и часто бывает так, что горячо любимое в Питере, в Москве принимают холодно и равнодушно, либо не принимают вовсе. Но на этот раз опасения, страхи и переживания оказались напрасными. Я, как очевидец, могу сказать, что гастроли прошли замечательно и с большим успехом.

Состоялись они 30 и 31 марта в Театральном центре на Страстном бульваре. Это очень приятный, уютный , вместительный зал на 400 мест с настоящей «театральной» атмосферой.

Публика – вот первое, что удивило некоторых москвичей и в том числе саму администрацию Театра на Страстном. «Где вы взяли таких зрителей в Москве?» — удивленно спрашивали «дождёвцев» представители принимающей стороны. И наши московские друзья , неплохо знакомые с театральным миром столицы, были приятно удивлены, сказав, что давно уже не видели такой интеллигентной, воспитанной и культурной публики. Нас- то это нисколько не удивило, поскольку другой мы в Театре Дождей и не видели. Как известно – какой театр, такие зрители.

Началось знакомство столицы с Театром Дождей спектаклем «Забыть Герострата!» Мне всегда казалось, что этой постановке Натальи Васильевны тесно на Фонтанке 130. Она давно переросла эти стены. И возникает ощущение всегда, когда смотришь спектакль там, что актерам приходится сдерживать себя, свою энергетику, не имея возможности развернуться во всю силу. Увидеть «Герострата» на большой сцене – это было мечтой и одной из причин нашей поездки в Москву.

 

И как же ярко и сильно он «зазвучал» на большой сцене! Словно атлант расправил плечи и поднялся в полный рост! Мощь античной трагедии и ирония, приглушающая пафос, но не умаляющая глубины и величия происходящего выросли до космических размеров! И сами актеры словно стали выше, как –будто стояли на невидимых котурнах. Спектакль затягивал и не отпускал, поднял в душе бурю чувств и эмоций, дал ответы на одни вопросы и тут же задал другие.

На большой сцене сильнее раскрылась глубина режиссерского замысла, новые грани, новые смыслы, понимание того, что прежде оставалось в тени. «Герострат» ещё больше стал походить на представление античного театра, где каждый герой был не просто человеком, но идеей, обобщающим образом . Криссип( Н.Лосев), Тюремщик (И.Кожевников), Эрита (А.Косенко),Клементина (А.Никитина), Тисаферн (В.Саломахин) – это всё человечество. Его слабости, пороки, малодушие. Одна чаша весов. На другой Клеон (А.Маков) , Каменщик (А.Шведов) и безвестные строители. Они представляли лучшие стороны человеческого рода – благородство, самоотверженность, самопожертвование.

Человек Театра (А.ИвАнов) олицетворяя античный Хор, вел зрителей по всем перипетиям сюжета, постепенно раскрывая масштаб случившегося и давая зрителю возможность осознать последствия поступка Герострата для всех следующих веков. Фигура самого Герострата (И.Божко) выросла до размеров космических.

Он не зря называет себя Поджигатель. Ведь Храм Артемиды – это Храм человеческой души и именно к нему поднес Герострат зажженный факел. И продолжает это делать на протяжении всего действа. Он пытается разрушить сами основы, где «есть справедливость в богами устроенном мире и злодеянье несет за собою отмщенье», где мирозданье и человек — творение великой разумной силы, а не прихоть Хаоса.

Клеон считает Герострата – порождением Хаоса, который нарушает космическое равновесие, принеся взамен истины мудрецов новый закон – «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь…» Беда Клеона в том, что он считает Герострата случайным, ошибкой природы. И только потом ему открывается страшная истина — Герострат есть в каждом человеке .

Началась борьба. Борьба двух начал – борьба мировой Гармонии и Хаоса. И идёт эта борьба в самом человеке. Человеке, как творении богов, наделенного разумом и совестью, и человеке, для которого нет ни богов, ни законов, ни ограничений. Начавшись энное количество веков назад, эта борьба не прекращается до сих пор.

Перед самым финалом был момент звенящей тишины. Когда зрители настолько поражены происходящим, что боятся вздохнуть и наступает «катарсическая» , эмоционально насыщенная пауза, которая звучит оглушительней любого грома.

Впрочем, гром тоже был. Гром аплодисментов. «Герострат» проник в сердца московских зрителей, взволновал, взбудоражил, разбудил , не оставив равнодушных.

Выходя из зала, мы словно попали в бурлящий поток, где то там, то здесь вспыхивали горячие споры. И мнения были самые противоположные. Один парень убеждал свою подругу, что как это ни прискорбно, но прав Герострат и он в итоге победил в этой истории. А девушка страстно доказывала что Клеон сильнее и за ним правда! А серьезный мужчина говорил своим спутникам, что самым хитроумным и дальновидным оказался политик Тисаферн, который разобравшись в ситуации, повернул её так, как ему было выгодно, столкнув противников. Атмосфера была такая , что если бы после спектакля здесь же открыли бы диспут, он имел бы успех не меньший чем сам «Герострат». Думаю многие зрители в ту ночь долго не могли заснуть .

Спектаклем «Забыть Герострата!» Театр Дождей сразу показал пассионарную силу своего искусства. Он обрушился на зрителей яростным ливнем, взбудоражив и встревожив и души, и умы. Позже, московская журналистка Инесса Ланская писала о своих впечатлениях: « Произошло чудо из чудес. Первый спектакль «…Забыть Герострата!» меня просто поразил… ты веришь в актеров, веришь в предлагаемые обстоятельства, что, уверяю вас, встречается очень не часто, а для людей, посещающих по 20 спектаклей в месяц, это именно что чудо».

 

Чудо, показывающее живую , светлую силу любви, доброты и милосердия Дожди подарили москвичам на следующий день. 31 марта была «Поминальная молитва».

Это название хорошо знакомо московской публике благодаря знаменитой постановке М.Захарова в Ленкоме. А т.к. Театр им Ленинского комсомола находится в Москве, то и интерес к «Поминальной молитве» из Санкт-Петербурга был большим. Если на «Забыть Герострата» можно было купить билеты, то на «Поминальной молитве» был полный аншлаг!

Конечно, многие зрители пришли не только посмотреть , но и сравнить постановку Н.Никитиной со своей, ленкомовской. Рядом с нами сидела пара, и перед началом спектакля настрой у них был очень скептический. Ну ещё бы! Ведь они видели в «Поминальной молитве» Е.Леонова, А.Абдулова, Л.Артемьеву, Т.Пельтцер! И имена В.Саломахина, А.Иванова, Е. Сапроновой, А.Косенко , прочитанные в программке, ничего им не говорили.

А потом, по ходу спектакля , мы замечали, что у этих зрителей, сидевших рядом, скепсиса становилось все меньше и наконец он исчез совсем. И вообще, по ходу действия, у нас появлялось ощущение, что мы не в Москве вовсе, а в знакомом зале Молодежки, среди родной питерской публики! Потому что реакция зрителей была абсолютно схожей! Так же раздавались аплодисменты после каждой сцены с каждым разом становясь всё дружнее и теплее, так же люди весело смеялись над всеми авантюрами Менахема (А.ИвАнов) и неудачным сватовством Лейзера (В.Воловик), так же судорожно всхлипывали и шуршали влажными салфетками на самых пронзительных, отчаянных и трогательных сценах .

И нас, хоть мы и хорошо знаем «Поминальную молитву», ждала неожиданность. Впервые мы увидели в ролях Тевье и Голды В.Саломахина и Е.Сапронову вместе! И это было очень интересно и необычно, мы как будто видели наш самый любимый спектакль впервые! Только аура была та же! Это трудно описать словами, можно только почувствовать…

Финал тоже был как у нас. Зал, аплодирующий стоя, цветы, счастливые глаза актеров и зрителей, мягкая, сдержанная улыбка Натальи Васильевны… И чувство единения, и охватывающий душу щемящий восторг, и осознание, что это больше чем театр, и благодарность Дождям за счастье сопричастности!

Атмосфера после «Поминальной молитвы» тоже была знакомой. В отличие от предыдущего дня, здесь не кипели страсти, не бушевали эмоции, не вспыхивали споры. Глядя на лица зрителей, выходящих из зала, казалось, что в их душах царит умиротворение, светлая и тихая радость. Театр Дождей наполнил сердца своим теплым, волшебным светом. И хоть говорят: « Москва слезам не верит», на этот раз она поверила. И слезам, и смеху, и искренности чувств. Ведь настоящее, подлинное искусство не оставляет равнодушным никого.

В книге отзывов зрители писали – «Ваш спектакль очищает душу».

Гастроли завершились . Пролившись на Москву солнечным дождем, Театр собирался домой. А красивой точкой стал сюрприз от постоянной питерской зрительницы. Для любимого Театра она заказала прекрасный белый автобус, который стоял под парами у Театрального центра «На Страстном» и доставил уставшую, но довольную труппу на Ленинградский вокзал!

Домой все приехали в приподнятом, радостном настроении и надеждой на то, что эти гастроли только начало большого творческого сотрудничества с Театром на Страстном. Ведь говорят, что театр силен не премьерой, а вторым спектаклем. И в новом сезоне Театр Дождей хочет повторить свой визит с этими же постановками. Дабы убедиться, что успех первых московских гастролей не случайность.

Правда, о том, что это не случайность, говорят восторженные отзывы и зрителей и представителей московской прессы.

А после Москвы появилась шутка: «А оказывается москвичи тоже люди! Им тоже нужен Театр Дождей»

Продолжение цикла:  «Отражения на мокром асфальте». Десять лет на волне любви.