«Скучное» школьное детство

Наталия Бурман. Из дневника актрисы

Про школьное детство вспоминать не очень интересно. Серая совдеповская жизнь с навязанными обязательствами, такими как вступление в октябрята, затем в пионеры, обязательная политинформация, дежурства, линейки. Как всё это было скучно.

Я очень хотела играть на пианино. Но родители не могли мне его купить. Не по карману. Я после уроков приходила в школьную столовую, когда там уже никого не было, садилась за рояль и импровизировала, как чувствовала. Вот осенние листочки кружатся, а вот идёт дождь, шумит река, ветер… Я играла образы. Мне казалось, что получалось красиво. Я уходила в мир красоты и нажимала на клавиши…и улетала…

Я ходила в театральную студию. В пятом классе училась играть на альте. И всё-таки альт — это не пианино. Мне давали альт напрокат. Это увлечение было недолгим.

Театр мне нравился. И я любила читать стихи перед зрителями.

У меня была любимая подружка Яна. Она жила на втором этаже нашей парадной. Мы приехали в этот дом на проспекте Славы в одно и то же время. Мне было три года, ей четыре с половиной. Тогда наш проспект был окраиной города. Из наших окон мы видели садоводства.

Яна была очень красивой, умной и общительной девочкой. Я ею всегда восхищалась. И мама у Яны была очень красивая. Мне тётя Вика безумно нравилась, несмотря на все её пьянки и пропадания из дома на долгое время.

Ещё у Яны была бабушка, которая постоянно мучилась головными болями и почти не вставала с кровати.

В школе Яна была отличницей. По сути она лидер. Я отличницей не была, и в классе мало с кем дружила. А вот вне класса легко находила общий язык с другими детьми.

Бабушка Яны умерла, когда Яне было лет 8 или 9. Мама её очередной раз куда-то исчезла. В результате тётю Вику лишили материнства и Яну отправили в интернат.

Моя мама хотела удочерить Яну, чтобы она жила у нас. Но что-то не получилось. И мы каждые выходные приезжали в Павловск, забирали её из интерната, гуляли все вместе по парку.

Яна стала в нашей семье своей, и мы теперь называли друг друга сёстрами. Мне очень повезло, что нас свела судьба когда-то. Теперь у меня в городе есть два самых близких человека — мой родной брат и Яна.

Нет, я не одинока. У меня много любимых друзей. Просто Яна и Игорь самые близкие. Друзья могут приходить и уходить, а эти два человека всегда со мной, пока мы здесь, в этом мире.

Итак, на выходные мы забирали Яну домой. Вспоминаю, как в один из таких дней взрослые куда-то ушли, оставив нам двух малышей – Игоря и дочку маминой подруги Наташу. Наташе было столько же лет, сколько и Игорю, где-то около трёх.

Я и Яна ушли в другую комнату, переоделись в злых Фей и «прилетели» к малышам. «Мы не Яна и Наташа. Мы злые Феи. Яну и Наташу мы забрали. Теперь они останутся у нас в плену.»

Малыши поверили и заплакали. Мы же вышли, быстренько переоделись в добрых Фей. «Прилетели» к малышам. «Мы добрые Феи. Не бойтесь. Мы прилетели к вам из сказочного города для того, чтобы вызволить Яну и Наташу из плена злых Фей.»

Малыши перестали плакать, сидели плечом к плечу и смотрели во все глаза, готовые в любой момент разрыдаться.

Мы же опять переоделись в злых Фей. «Вам не удастся нас победить! Вы больше никогда не увидите Яну и Наташу. Они будут нам служить.»

Малыши заплакали.

Потом опять прилетели добрые Феи, успокоили малышей, пообещали Яну и Наташу вернуть. Главное условие — малыши должны верить в их спасение из плена. «Без веры нам, добрым Феям не справиться со злом».

Малыши были полностью погружены в нашу сказку. Они всему верили и очень переживали.

В конце мы прибежали сами и стали рассказывать небылицы о том, как доблестно сражались добрые Феи со злыми и, наконец, добрые победили. И вот мы здесь с вами. И вам спасибо, что верили в добро.

Малыши улыбались и были счастливы.

По воскресеньям нам родители давали деньги на кино и на мороженое. Мы выстаивали длиннющие очереди за билетами на детские утренники в кинотеатр «Слава».

Родители не водили нас за ручку. Мы сами, без них, везде гуляли, где хотели. И я, старшая сестра, забирала брата из садика и водила играть на детскую площадку. И в кино тоже без взрослых ходили.

В пятом классе у меня появилась ещё одна близкая подруга — Марина. Мы в одном классе учились изначально, а подружились только в это время. С Мариной мы лазали по подвалам, забирались на крыши, собирались разводить рыбок в небольшом водоёме. Теперь на том месте, где был водоём, построена станция метро «Купчино».

До дружбы с Мариной я училась хорошо. Марина показала мне одну хитрость. Она открывала учебник, в котором прятала интересную книжку. Мама подходит, видит, что ребёнок делает уроки и уходит заниматься своими делами. Марина же читает книжку.

Мне это понравилось. Я тоже перестала делать домашние задания и читала интересные книжки.

Книги, которые я читала, были совсем не детские. В пятом классе я зачитывалась такими книгами, как «Педагогическая поэма» Макаренко.

И конечно же, перестав выполнять домашние задания, я скатилась с хорошистки на троечницу.