Сегодня я хочу всех вас пригласить в далекое, далёкое прошлое, когда телевидение только-только входило в нашу жизнь, было черно-белым, передачи шли не круглосуточно, как сейчас, а 4 часа в день. А все остальное время на экране стояла сетка настройки, и периодически звучал ноющий, противный звук. Но тем не менее, вечером во многих городах и селах в определенное время суток улицы пустели, а из открытых форточек был слышен хохот людей, собравшихся у голубого экрана телевизора…
Давайте полистаем некоторые странички нашей памяти, тем более, читающие сейчас эти строчки – дети того, советского времени.
Конечно же, будучи детьми, мы обожали мультики. И прежде всего, «Ну, погоди!». Выражаясь современным языком, это бестселлер того времени. Мы даже наказывали родителям, чтобы они нас звали домой, как только начиналась эта увлекательная феерия, где маленький, умный, ловкий и смелый зайчишка очень весело и легко проводил большого, зубастого, не очень умного и злого волка.
Стоило кому-нибудь из родителей крикнуть в окно: «Иди, мультик!», двор моментально пустел, какие бы там баталии не разгорались. Мы бежали до ближайшего подъезда и гурьбой вваливались в квартиру, сбрасывали на пол в кучу одежду и аккуратно усаживались у телевизора. Это было наше время! Взрослые тоже с огромным удовольствием смотрели на приключения зайчишки-шалунишки. Но мультик заканчивался и мы, поблагодарив гостеприимных хозяев, такой же шумной толпой вываливались на улицу и продолжали играть.
Но среди детских забав, мы смотрели и взрослые передачи. В то время наше телевидение, в отличие от сегодняшнего, было всешним! Любые передачи были доступны и интересны как взрослым, так и детям.
Были у нас и любимые «взрослые» артисты. Вот об одном таком уникальном дуэте «взрослых» артистов я хотела бы сегодня вспомнить.
Тарапунька и Штепсель — популярнейший комический дуэт Украинской ССР, завоевавший благодаря своим злободневным, сатирическим, но при этом очень тонким репризам любовь зрителей всего Союза.
Известность дуэта была ошеломляющей: письма Штепселю и Тарапуньке приходили со всей страны. Более сорока лет дуэт просуществовал на сцене благодаря таланту, блестящему чувству юмора, трудоспособности артистов.
Юрий Тимошенко (Тарапунька) и Ефим Березин (Штепсель) познакомились на студенческом капустнике: оба артиста учились в Киевском театральном институте.
В 1941 году, как раз после окончания института, Тимошенко и Березин как артисты ансамбля песни и пляски Юго-западного фронта гастролировали по военным частям. С целью поддержать боевой дух солдат они придумали новые образы для своих выступлений — неунывающих, жизнелюбивых и оптимистичных повара Галкина и банщика Мочалкина. Среди номеров также были и сценки, высмеивающие фашистов: если бы фашисты знали, как их будут бить, то никогда не пошли бы на украинскую землю.
После войны Тимошенко и Березин придумали новых персонажей: проказливого, талантливого на выдумку Тарапуньку и спокойного, рассудительного, правильного Штепселя. Тимошенко выбрал имя для своего персонажа в честь родных мест: он родился в Полтаве, а недалеко от города протекает река с игривым названием Тарапунька. Имя Штепселю было выбрано из-за характерных особенностей персонажа: всё починит, всему найдёт объяснение, всё разложит по полочкам.
Коньком Тарапуньки и Штепселя была грамотная, сдержанная, но беспощадная критика отдельных недостатков советского строя. В репризах артисты поднимали вопросы бюрократии, чиновничества, устройства властных структур, а также и несовершенство жизни рабочего класса, что в те времена могло трагически окончится для них обоих. Зоны НКВ и психушки были щедро разбросаны по весям и городам большой и счастливой страны – Советский Союз.
Кстати, тема маленького человека до сих пор актуальна, потому что маленький человек, как тогда, так и сейчас, мечется между всеми и всякими. И нет никакой возможности ему, простому маленькому человеку, разобраться, куда ему действительно стоит обратиться, чтобы решить свою проблему: все они оказываются совершенно безответными и бесполезными.
За свою творческую карьеру Штепсель и Тарапунька создали много прекрасных реприз, цель которых была не просто рассмешить зрителя, но и заставить его критически относиться к своей жизни, быть сознательней, совершенствоваться, не превращаться в скучного обывателя.
К сожалению, в последние 20 лет наша страна сильно изменилась. Все то, что высмеивали Штепсель и Тарапунька, стало нашей повседневностью. Только вывески стали цветастее, да асфальт пошире. А убийства, разбой, воровство в особо крупных размерах прикрывается ну очень красивой вывеской – забота о процветании человека.
Дуэт прекратил своё существование в 1986 году, когда 1 декабря в Ужгороде умер Юрий Тимошенко. После его смерти Березин выступал некоторое время с программой «Штепсель о Тарапуньке». В конце 90-х он отправился в гости к дочери в Израиль, где перенёс инсульт, после чего врачи сообщили ему, что второго перелёта он не выдержит. Артист не смог вернуться на родную Украину. Он умер в 2004 году и был похоронен в Израиле.
Вот такое небольшое путешествие в наше прошлое мы сегодня с вами совершили.
И я благодарна всем вам за то, что дочитали этот рассказ до конца.
Клево!…спасибо, здорово! и напомнила, и рассмешила, и заставила немного взгрустнуть